«Осваивать ландшафты Космической души»
Родники подсознания душу омоют
И покажут иной, занавешенный мир.
Как соотносятся внешнее и внутреннее, где провести границу между духовным и материальным, – эти вопросы задают себе философы и психологи, писатели и просто неравнодушные люди, стремящиеся познать свою суть и законы мироздания. Если говорить о современной поэзии, то можно чётко выделить две разновидности авторов, кардинально отличающихся друг от друга. Пока одни полностью концентрируются на внешнем, описывая природу, проявления любви, обсуждая политику и социологию, другие желают докопаться до самих основ бытия, без страха углубляясь в собственное подсознание и мысленно проникая в тёмные просторы Вселенной. Поэт Александр Белкин, автор этого сборника стихотворений, ставит перед собой цель «осваивать ландшафты Космической души», что определяет поднимаемые автором темы и угол зрения, под которым он преподносит собственные мысли.
«Что такое время и пространство?», «Что такое жизнь и смерть?» – эти вопросы можно назвать традиционными для литературы во все времена, и поэт тоже не оставляет их «за кадром». Он предлагает нетривиальные ответы, удивляющие своей глубиной даже искушённого читателя. Однако, вопреки ожиданиям, не они становятся основой этой книги.
Александр Белкин говорит:
Поэзия – волшебная страна,
Врачующая души, и весна,
Зовущая в небесную Отчизну,
По лжи и злу справляющая тризну.
В сущности, это отношение к стихам определяет всё его творчество и задаёт высоту, на которую автор заставляет себя взлететь. А. Белкин отказывается обсуждать суетные и обыденные материи, хотя можно среди его произведений найти отдельные стихи о временах года или пейзажную лирику. Вместо этого он уносится мыслью в неземные дали, мечтает «…узнать прикосновенье дыханья вечности…», испытав настоящий восторг, хочет «вступить в контакт со Вселенной», ожидая от этого опыта «и блаженство, и экстаз», «зарыться… в ноосферу» и там обрести понимание смысла жизни, узреть утраченное прошлое и отыскать путь к своим корням.
Ставя перед собой столь грандиозную планку, Александр Белкин относится со скепсисом к поэзии, в которой форма превыше смысла, а эмоции бьют через край, но они сиюминутные, исчезающие уже через мгновение, как дым на лёгком летнем ветерке:
Я не люблю многоречивые стихи:
Они потворщики разнузданных стихий.
Задача любого автора, по мнению Александра Белкина, проникать в подсознание читателя, вести его за собой к неведомому свету, манящему и далёкому, побуждать к изучению собственного «я» и вместе строить мостик из мыслей, пройдя по которому, получится обрести единение с вечностью.
Понимая, что
Мы все творцы своих несчастий,
Родители своей судьбы,
Строители своих пристрастий,
«Я» самовольного рабы,
поэт ищет способ преодолеть:
Тяготение, пространство,
Голод, смерть, гордыню, сон,
Эгоизм, снобизм и чванство,
Холод, боль, страстей разгон.
При этом он ставит духовное выше материального, Душу прежде, чем тело.
Но и желание сделать читателя лучше, докопаться до тайн мироздания не единственный побуждающий мотив, который движет писателем. Он человек, который жаждет «припасть к Душе сонетом», ему свойствен глубокий патриотизм:
Довольно петь нам о цветочках,
О птичках, радуге, заре,
Когда страна лежит в развале…
Этот патриотизм в творчестве Александра Белкина обретает неожиданные формы. Не столько политические и социальные проблемы дня сегодняшнего волнуют его, сколько их историческая подоплёка. Славянская самобытность – важная тема данного сборника. Загадочная Гиперборея, где «“Были исполины”, / – Говорят былины», манит писателя своими тайнами. Что-то глубоко внутри этого человека откликается на зов предков, рождая заслуженный пиетет перед их культурой и религией. Мудрость древних славян завораживает автора:
Гиперборея милая,
Моя страна любимая,
Куда ты подевалась?
Лишь в сказках и осталась.
Поэт буквально умоляет свой глубоко любимый народ вернуть собственную аутентичность. И в невозможности сделать это здесь и сейчас, в одно мгновение отказаться от укоренившихся пришлых традиций он видит беду нации, всего славянства.
В творчестве Александра Белкина переплелось очень многое. Однако именно попытки открыть своё подсознание, чтобы найти гармонию между человеком и Вселенной, а также призыв к самоидентификации славян являются яркой канвой, на которую, словно бисер на нитки, нанизаны стихотворения из этого сборника, образующие диковинное ожерелье невиданных форм и насыщенных оттенков.
Екатерина КУЗНЕЦОВА,
пиар-менеджер издательства «Союз писателей»
Секрет творчества Александра Белкина и рождение сборника «Родники подсознания»
А счастье только знающим дано.
И. А. Бунин
«Поэзия, известно, – дар богов, / Спасающий от жизненных оков…» – с таких строк начинается сборник стихотворений Александра Белкина «Родники подсознания». Эта книга – отражение внутреннего мира человека и его идей, нашедших воплощение в стихах. Читая произведения, в которых есть чувство, философия, история, осмысленность, начинаешь иначе видеть мир и думать не так, как модно здесь и сейчас, а так, как велит сердце. Ибо ощущается в словах поэта некая сила, заставляющая потаённые струны души читателя звучать в унисон с миром.
Как рождались стихотворения этой книги, какая мысль заложена в их основе и какова вообще цель творчества Александра Белкина, корреспондент издательства «Союз писателей» узнала из первых уст.
Екатерина: Здравствуйте, Александр!
Александр: Здравствуйте, Екатерина!
Екатерина: Какой смысл Вы вкладываете в название книги?
Александр: Прежде чем раскрыть смысл названия сборника стихотворений, необходимо вспомнить и прояснить такое понятие, как подсознание. Лейбниц понимал под этим низшую форму душевной деятельности, Декарт – физиологическую деятельность мозга, Кант – чувственное познание, интуицию, а Фрейд видел в бессознательном особую область психики, где сосредоточены вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Врач-психиатр, вероятно, опираясь на свой личный опыт и наблюдая за психически неуравновешенными или больными людьми, вывел формулу: «я» (разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль) мечется между «сверхсознанием» (ценности, нравственность, духовность, самоконтроль) и «оно» (влечения, принцип удовольствия, бесконтрольность) в поисках своей реализации. И затем учёный распространил это на всех остальных здоровых людей. По его мнению, корневыми основами существования являются либидо – Эрос (сексуальность) и Танатос (страсть к разрушению, насилию, смерти). Именно эти два влечения, часто подавляемые разумом, считал он, кардинально влияют на жизнь человека и определяют её. Психиатр – поэт биологического, физиологии, утверждал, что природное начало сильнее и в итоге торжествует над разумным, социальным и культурным в человеке. По-моему, Фрейд очень сузил и обеднил сферу влияния бессознательного (подсознания), ограничив её главным образом негативом: влечения, инстинкты, эгоистические потребности, постыдный опыт, аморальные устремления, страхи, аффект, жестокие импульсивные мотивы. Однако интуиция, тяготение к прекрасному, истоки вдохновения, творчество, экстаз, катарсис, самопожертвование тоже родом из бессознательного.