Кирилл Николаевич Зеленин, Евгений Львович Поляков - И. П. Павлов – первый нобелевский лауреат России. Том 2. Павлов без ретуши

И. П. Павлов – первый нобелевский лауреат России. Том 2. Павлов без ретуши
Название: И. П. Павлов – первый нобелевский лауреат России. Том 2. Павлов без ретуши
Авторы:
Жанр: Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2004
О чем книга "И. П. Павлов – первый нобелевский лауреат России. Том 2. Павлов без ретуши"

Как известно, наиболее полные биографии И. П. Павлова были написаны к 100-летию со дня его рождения. Это было время, главным в котором в силу существовавших тогда условий, было стремление представить Ивана Петровича самобытной, непогрешимой, абсолютно правильной и даже законопослушной личностью, своеобразным эталоном, сформировавшимся исключительно на русской почве. Теперь многое видится иначе. В настоящем издании приведены полные, без каких-либо купюр воспоминания самых близких И.П. Павлову людей – его жены С.В. Павловой, неопубликованные мемуары двоюродного племянника А. Ф. Павлова, прожившего в семье Павловых четыре года, и ближайшей сотрудницы Павлова М.К. Петровой. Издание снабжено обширными комментариями и иллюстрировано значительным числом фотографий, многие из которых публикуются впервые.

Для широкого круга читателей, интересующихся мемуарной литературой и историей физиологии и медицины.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн И. П. Павлов – первый нобелевский лауреат России. Том 2. Павлов без ретуши


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ФИЗИОЛОГИИ им. И.П. ПАВЛОВА

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА И.П. ПАВЛОВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АРХИВА РАН


Серия изданий по истории Нобелевского движения, как социального феномена XX века


Издание осуществлено при финансовой поддержке Издательского Дома «Нобелевские лекции»


Иван Петрович Павлов


I.P. Pavlov – the First Nobel Prize Winner in Russia. V. 2. Pavlov without Retouching (Reminiscences of S.V. Pavlova, A.F. Pavlov, M.K. Petrova) / Comments by

A.D. Nozdrachev, E.L. Poliakov, E.A. Kosmachevskaya, L.I. Gromova, K.N. Zelenin. St.Petersburg, «Humanistica», 2004. – 816 pp.


It’s well known, that the most complete biographies of I. P. Pavlov were written in honour of the 100>th anniversary of his birth (1949). Realities of that historical period required that biographies to describe Pavlov as a unique, sinless, correct and even obeying law person, as a standard formed exclusively on the Russian background. Today some things look different. This edition presents uncensored reminiscences of his most familiar persons – his wife S.V. Pavlova, unpublished memories of his second nephew A.F. Pavlov who was living in Pavlov’s family for four years, and memoirs of his close collaborator M.K. Petrova. Many of detailed comments and the first time published photographs are included.

For a wide range of readers interested in memories and history of physiology and medicine.


Ответственный за выпуск профессор А. И. Мелу а


© А.Д. Ноздрачев, Е.Л. Поляков, Э.А. Космачевская, Л.И. Громова, К.Н. Зеленин, 2004

© Изд-во «Гуманистика», 2004

Предисловие

Название этой книги, как и ее направленность, не явились случайным капризом авторов, они возникли после долгих колебаний, раздумий, взвешиваний. Книгу в первую очередь следует рассматривать как результат стремления показать, каким был в реальной жизни академик Иван Петрович Павлов, отступив от официального портрета нашего великого соотечественника, созданного в отнюдь не лучший для объективного суждения период. Такое стремление совпало с тем временем, когда в наших руках оказались подлинные, не подвергавшиеся какому-либо вмешательству редакторов-цензоров, хранившиеся многие годы в архивах и даже специальных архивах, рукописи воспоминаний самых близких Ивану Петровичу людей: жены – Серафимы Васильевны, двоюродного племянника – Александра Федоровича Павлова и ученицы, коллеги, сподвижника в делах научных – Марии Капитоновны Петровой.

Особенность этих мемуаров состоит в том, что они отражают личные восприятия и впечатления, очень мало или практически совсем не отдаленные от описываемых событий, что представляет для истории почти такую же значимость, как и официальные документы. Конечно, следует непременно иметь в виду и учитывать субъективность оценки, а также эмоциональную окрашенность многих жизненных моментов и ситуаций, что более всего ощущается при прочтении воспоминаний М. К. Петровой.

Вместе с тем воспоминания, как ни один официальный документ, содержат и ряд своеобразных черт, неповторимых подробностей, относящихся ко многим фактам и событиям. Они создают многогранный образ гениального физиолога, искателя истины, страстного исследователя, прямого и принципиального во всех своих делах и поступках, простого, сердечного и внимательного человека, обладавшего к тому же неукротимым темпераментом и страстностью в научном поиске и увлечениях.

Уместно сказать, что еще при жизни Ивана Петровича на страницах газет и журналов, в книгах, различных отечественных и зарубежных изданиях многие пытались дать анализ его творчества. Особенно серьезно подошли к этому сотрудники Института экспериментальной медицины (ПЭМ), выпустившие к 75-летию Ивана Петровича специальный сборник, в котором освещался непосредственно стиль работы юбиляра, приводились воспоминания коллег о работе с ним.

Поток публикаций нарастал и достиг своего апогея к 1949 году, когда в нашей стране и за рубежом широко отмечалось 100-летие со дня рождения Павлова. К личным воспоминаниям добавились произведения, освещающие историю основных этапов развития павловского учения, его значение для физиологии, медицины, психологии и многих других теоретических и практических дисциплин.

В процессе подготовки к юбилею, еще в 1947 году, специальным распоряжением Президиума АН СССР была создана Комиссия под председательством академика Л. А. Орбели, в задачу которой входили сосредоточение, учет, систематизация материалов, касающихся жизни и деятельности Павлова. В силу ряда объективных причин работа Комиссии постепенно заглохла, и сбор воспоминаний возобновился по инициативе академика К. М. Быкова лишь в 1956–1957 годах. Происходило это уже не в ПЭМ, а в Институте физиологии им. И. П. Павлова АН СССР.

Однако и этот организационный всплеск тоже оказался не очень долгим. Приведение в порядок накопленного годами богатейшего материала о жизни и творчестве Ивана Петровича активизировалось вновь лишь при создании в 1964 году академиком В. Н. Черниговским самостоятельной структуры – Отделения физиологии АН СССР. Реальным толчком возобновления интереса к воспоминаниям и материалам о Павлове в этот раз послужила кончина его дочери Веры Ивановны и связанная с этим передача в Архив Академии наук хранившихся у нее печатных, а также рукописных материалов и документов, связанных с жизнью отца.

Позже для возобновления деятельности по сбору и обработке документального наследия Павлова Президиумом Академии наук была создана новая авторитетная Комиссия во главе с В. Н. Черниговским, бывшим тогда академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР. Комиссия вскоре приступила к подготовке издания опубликованных и хранящихся в разных архивах неопубликованных воспоминаний об Иване Петровиче. Помимо того, часть воспоминаний была написана здравствовавшими тогда учениками и соратниками Павлова (П. К. Анохиным, Д. А Бирюковым, В. И. Воячеком, Г. А. Васильевым, А. О. Долиным, Г. П. Конради, Корнелией Кеннон, Е. С. Павловой). Итогом этой кропотливой работы, проводившейся непосредственно H. М. Гуреевой, Е. С. Кулябко и В. Л. Меркуловым, явилось издание большой монографии «И. И. Павлов в воспоминаниях современников» (Л., 1967. – 384 с.).

Но вернемся к настоящему изданию. Первыми из публикуемых в нем материалов по справедливости поставлены воспоминания жены Ивана Петровича Серафимы Васильевны Павловой (урожд. Карчевской). Родилась она в Керчи 20 марта 1859 года в семье военного врача Василия Авдеевича Карчев-ского, служившего на Черноморском флоте. Отец умер рано (по неточным данным в 1865 году, в возрасте приблизительно 55 лет). Мать – Серафима Андреевна Карчевская (урожд. Космина) – происходила из древнего дворянского рода, окончила институт и работала преподавателем в гимназии.


С этой книгой читают
И. П. Павлов явился создателем самой крупной, не имеющей себе равных в мире, физиологической школы. С 80-х годов XIX столетия до 30-х минувшего в его лабораториях Военномедицинской академии, Института экспериментальной медицины и Академии наук работало более 250 учеников. Школа дала науке таких выдающихся физиологов, как Л. А. Орбели, А. Д. Сперанский,K. М. Быков, П. К. Анохин, Е. М. Крепе, Д. А. Бирюков, Э. А. Асратян и др., создавших собственны
В издании подробно рассматриваются основные этапы пути И. П. Павлова к Нобелевской премии. Показывается как в его творчестве нашли отражение и развитие мысли, идеи, результаты, открытия, взгляды его учителей и наставников – биологическое направление Р. Гейденгайна, точные методы исследований К. Людвига, нервизм К. Бернара, И. Ф. Циона, Ф. В. Овсянникова, Н. И. Бакста, К. Н. Устимовича, С. П. Боткина. Приводятся неизвестные ранее документы, архивн
«Этюды» – это биография моего времени, протянувшегося из века минувшего в век нынешний. Это история моей страны, где я выросла, и которая так стремительно исчезла. Конечно же, это и моя биография, но главное в «Этюдах» все-таки не – «я». Главное – портрет моего поколения.
Документально-художественное повествование знакомит читателя с судьбой Татьяны Гримблит (1903–1937), подвижницы милосердия и святой новомученицы, избравшей в самые страшные годы нашей истории путь христианского служения людям – тем, кто, как и она сама, был неугоден советской власти. Помимо фактической канвы биографии в книге рисуется внутренняя жизнь подвижницы на основе её стихов, которые она писала с юности.
Эдда была старшим и любимым ребенком итальянского диктатора Бенито Муссолини, женой графа Галеаццо Чиано, министра иностранных дел Италии, и одной из самых влиятельных женщин Европы 1930-х годов. Невероятно сильной духом, крайне умной и обаятельной, этой женщине пришлось пройти через колоссальные трудности и утраты: расстрел мужа по приговору отца; отречение от диктатора-отца и его политических взглядов; побег в Швейцарию; заключение под стражу и
РИСОВАТЬ И ПИСАТЬ – это две великие благодати.Даже древние народы использовали вместо слов картинки-пиктограммы. Третья великая благодать – это петь.Но на сцене надо все контролировать и при этом успевать всем нравиться.46 минут – средняя продолжительность музыкального альбома. Так повелось со времён виниловых пластинок. Удержать читателя своими текстами именно столько времени – моя музыкальная сверхзадача.Ради этого я прибегнул даже к созданию с
В жизни бывают моменты, когда чувствуешь, что на тебя свалились разом все проблемы, и нет никого, кто мог бы помочь эти проблемы решить, потому что они только твои. А проблемы немаленькие – как-никак определяющие всю твою дальнейшую жизнь (или кажущиеся такими). Алиса не могла решить их – или не хотела решать так, как от неё ждали – и потому играла в прострацию, прячась от всех вокруг. Ей нужна была встряска, толчок – но где взять такое, когда лю
500 лет до битвы на Распе. В галактике бушует война, в которой Сенат терпит поражение за поражением.Неаболурианские захватчики вторгаются вглубь Сената. Пока неаболурианцы захватывают систему за системой, флот Сената отступает к Цезересу. Верховный Сенатор планирует дать последний бой Неабулии.Тем временем разведка Сената узнает о таинственной организации, помогающей неаболурианцам…
Книга была написана по многочисленным просьбам будущих читателей. Психолог и духовный целитель в легкой, порой юмористической форме предлагает модель бесконфликтного общения. Это интересная игра – обучение законам жизни. Автор следует принципу, что все гениальное – просто. Поэтому многие философские и психологические понятия раскрываются в забавных схемах-рисунках. Это – лучший подарок себе или дорогому тебе человеку.
В результате череды невероятных событий трое российских военных оказываются заложниками чрезвычайных обстоятельств в месте, о существовании которого никто из них никогда не подозревал. Пытаясь найти выход из безнадёжного положения, по воле случая и неожиданно для себя они узнают о работе немыслимого космического механизма галактического масштаба…