Ольга Квирквелия - Идти исчезнувшим следом… Очерки методологии истории

Идти исчезнувшим следом… Очерки методологии истории
Название: Идти исчезнувшим следом… Очерки методологии истории
Автор:
Жанр: Философия и логика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Идти исчезнувшим следом… Очерки методологии истории"

Основные понятия и методы исторической науки в популярной форме на основе авторских исследований – от археологии до брачных объявлений. Для широкого круга читателей, интересующихся историей как наукой, и специалистов.

Бесплатно читать онлайн Идти исчезнувшим следом… Очерки методологии истории


© Ольга Руслановна Квирквелия, 2024


ISBN 978-5-0064-2425-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ИДТИ ИСЧЕЗНУВШИМ СЛЕДОМ

Очерки методологии истории

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ (субъекты истории)

«АВТОРА! АВТОРА!»

Еще когда я была школьницей, меня очень интересовал весьма странный вопрос. Тогда повсюду -‐ на улицах и площадях, в школах и кинотеатрах было развешено множество лозунгов. Так вот, меня очень занимало, кто же был автором этих высказываний. Кто сказал: «Народ и партия едины»? Кто это восклицает: «Слава КПСС»?

А однажды я увидела надпись «Наша цель -‐ коммунизм», и это заставило меня предпринять целое исследование. Прежде всего, я точно знала, что лично у меня совсем другая цель. Более того, мне казалось, что и у всех окружающих аналогичное положение. Проведя блиц-‐опрос, я в этом убедилась и отправилась к учительнице. Она была уверена, что автор этого высказывания -‐ народ, чем еще больше изумила меня. Ведь если ни я, ни все, меня окружающие, подписаться под лозунгом не можем, значит, мы -‐ не народ. А кто же тогда народ?.. Или мы все-‐ таки народ, просто тот, кто сочинил текст, неправильно понял наши цели или сознательно их исказил?..

Вот с тех пор мне и хочется понять, что такое социум. И еще: мы часто говорим: «Власть предприняла шаги…", «Государство построило…» А кто это? С одной стороны очевидно, что любой социум, любая группа людей состоит из отдельных личностей. С другой -‐ он обладает некоей надличностной реальностью, более того, надличностной ментальностью. Он существует как единый организм, несмотря на то, что отдельные личности отнюдь не чувствуют с ним единства. И хотя у разных членов общества по-‐разному складывались отношения с партией -‐ от лобзаний взасос до ГУЛАГа, -‐ народ и партия все равно были едины.


И тем не менее социум -‐ это не виртуальная реальность. Это группа людей, объединенны -‐ сознательно или формально -‐ по какому-‐либо признаку. А что касается того, какие у нее взгляды или цели, то это определяется преобладающим вектором. Например, если в группе 20% говорят «да», а 80% -‐ «нет», то мнение группы -‐ «нет». Историк М. Блок писал, что общество, как его ни рассматривай, в конечном счете пусть и не сумма, но по меньшей мере продукт индивидуальных сознаний. Но не все так просто. Мнение разных членов группы имеет разный вес. Если ввести единицу измерения -‐ «один рядовой голос», то можно попытаться составить систему мер. Депутат «весит» столько, сколько него избирателей, а президент-‐ столько, сколько «взвешенных» голосов депутатов нужно для импичмента. А представляете, сколько «весит» один удачливый киллер?..


Но теперь о другом. Что же объединяет людей в группы? Принципы объединения могут быть врожденные и приобретенные, люди могут присоединяться к группе сознательно и формально и пр. При этом каждый человек входит в состав огромного числа групп. Я, например, вхожу в состав групп женщин, людей с высшим образованием, гуманитариев, научных сотрудников, историков, россиян, горожан, москвичей, полукровок, католиков и так далее.


И если с принципами объединения стартовые положения более или менее понятны, то границы социальной группы определить значительно сложнее. Например, в какую половую группу входят транссексуалы? Как определяется гражданство -‐ по месту рождения? А если мама просто была в этой стране в командировке? По месту постоянного жительства? Тот же вопрос. Вам может показаться, что ответ предельно прост -‐ по отметке в паспорте. Но ведь я хочу понять, какая реальность стоит за этой отметкой, что именно она фиксирует.


Границы социума особенно важны, если учесть, что радикально он определяется не тем, что его объединяет, а тем, чему он противопоставлен. Если нет противопоставления, то нет и базы для единства. «Мы» определяется прежде всего в сопоставлении с «они». Соответственно, границы социума тем жестче, чем однозначнее выбор принадлежности к «нам» или к «ним».


Возьмем для начала признак «национальность». Лично я совершенно не понимаю, что это такое: если это некое врожденное качество, полученное от родителей, то что делать, если родители -‐ разных национальностей (а последние десятилетия это случается все чаще)? Если родной язык -‐ то это не врожденное качество, а некий ситуативный параметр. Если общность культуры, то для ее описания требуются какие-‐то другие определения.

Я, например, всю жизнь прожила в Москве -‐ это город какой национальной культуры? Один мой дед полугрузин -‐ полу-‐украинец, а второй -‐ русский; одна бабушка -‐ полуполька -‐ полунемка, вторая -‐ полурусская -‐ полу-‐украинка. Родной язык -‐ русский, но детство провела в Грузии и к ее традиционной культуре испытываю значительно более теплые чувства, чем к традиционной русской. И по паспорту я грузинка. Так кто я по национальности? К какой общности я должна себя причислять?


Гораздо более доступен географический признак. Люди, живущие на одной территории, связаны не только какими-‐то формальными параметрами, но и реальными общими тревогами и заботами. И если я не уверена в наличии у себя национальности, то в том, что я -‐ москвичка -‐ убеждена. Так же, как и в том, что европейка. И землянка. Я безусловно принадлежу к этим группам прежде всего потому, что мне не безразлична их судьба, и я готова принимать участие в ее формировании. Это реальные социумы -‐ для меня.

Но необходимо отметить, что для кого-‐то другого ситуация может быть прямо противоположной: «русскость» окажется значительно важнее «европейскости». Далеко ходить за примерами не придется -‐ это все члены националистических сообществ, хотя, конечно, не только они.


Также более или менее доступен пониманию признак вероисповедания. Человек, как правило, знает во что он верит и какой храм посещает. Правда, иногда он не столько сознательно принадлежит к какой-‐либо Церкви, сколько следует традициям семьи, но и в этом случае он знает, как она называется. Другой вопрос -‐ что такое вероисповедание. Известно, что большинство населения региона с какой-‐либо доминирующей религией причисляют себя именно к ней, зачастую не зная основ вероучения и не посещая богослужений. Так, в России 42% причисляют себя к православным, но только 3-‐5% являются «воцерковленными», среди остальных многие не могут ответить на простейшие вопросы или прочесть наизусть хоть одну молитву.

Но сложнее с теми, кто считает себя не принадлежащими ни к одной конфессии или религии. Традиционно они называются атеистами, однако внутри этой группы есть весьма значительные различия. Ф. Достоевский говорил, что истинный атеист -‐ не тот, кто считает, что Бога нет, а тот, кого вопрос Его существования абсолютно не интересует. Но есть еще и «богоборцы» и те, кто верят «во что-‐то», но не знают, во что.


С этой книгой читают
В старинном венецианском дворце происходят странные события. Хозяйка дворца просит сотрудников Отдела по особым преступлениям найти сокровище, спрятанное несколько веков назад, и незнакомца, посещающего дворец по ночам.Это четвертый детектив из серии «Смерть из прошлого».
В Италии пропал россиянин – историк и журналист. Отдел особых преступлений берется за его поиски, в которых придется столкнуться с загадками прошлого…Это вторая книга из декалога «Смерть из прошлого»
Монография посвящена проблемам методологии исторической науки в рамках теории социальных эстафет и нормативных систем. Анализ проблем приводится на материалах авторских исследований в области истории, археологии, источниковедении, историографии. Предназначена для студентов и специалистов в этих областях.
Книга содержит две работы: «Счастье и грех» и «Философия благотворительности».В первой работе автор исследует два вечных философских понятия: «счастье» и «грех», основываясь как на взглядах классиков философской мысли, так и на собственном к ним отношении.Во второй работе детально анализируется смысл понятия «благотворительность», приводятся интересные сведения о благотворителях разных времен, о деятельности их фондов в разных странах.Для руковод
Прежде всего, моя книга «Почему Бог существует» была написана с целью поделиться своими мыслями.Вера в бога имеет огромное влияние на нашу жизнь и мир в целом, поскольку она является основой для моральных ценностей и убеждений человека. Вера в божественное существо обычно рассматривается как источник нравственной нормы и духовной целеустремленности.Кроме того, вера в бога может быть источником надежды, утешения и вдохновения в трудные моменты жиз
Крупным и недостаточно еще оцененным по своему значению событием в философской литературе последнего времени было появление в свет «Учения о категориях» Эдуарда фон Гартмана (1896 г.). Благодаря этому произведению мы можем глубже понять механизмы нашего мышления, лучше ориентироваться в окружающей действительности и расширить границы своего понимания.
В книге «Откровения о Смысле и Конце» мы погружаемся в глубины человеческой души, исследуя её самые тёмные уголки и загадки. Автор ведёт нас через лабиринты страха и надежды, рассматривая вечные вопросы о смысле жизни и неизбежности смерти.«Откровения о Смысле и Конце» – это не просто книга о философии, это путеводитель по тёмным тропам человеческой души, который помогает найти смысл в собственной жизни и принять неизбежное с лицом человеческого
Лесные предки кошки Аськи были охотниками. Своим охотничьим кличем Аська и сегодня может отпугнуть любых врагов. Когда Асе было всего три месяца, она потерялась, но не растерялась. Аська сама выручила из беды совсем ещё маленьких котяточек. И своего котёнка Васю Ася тоже спасёт!.. В этом ей обязательно помогут её добрые хозяева Коля, Оля и Толя.
Межзвёздные путешествия будоражат умы человека с давних пор. Редкая научная фантастика обходится без описания способов покорения расстояний, которые даже свет преодолевает десятки, сотни, миллионы лет. Но каковы они, наиболее реальные и близкие нам технологии, способные позволить человеку преодолеть межзвёздные пустоши? И какие мотивы вероятнее всего будут нами двигать? Вместе с героем книги Вам предстоит осмыслить пройденный по Солнечной системе
Все знают, что детей доставляют родителям аисты. Но никто даже не подозревает, какая у этих пернатых сложная работа! Однажды один непутёвый сотрудник службы доставки всё перепутал и доставил Малыша Панду не по адресу. Посылка оказалась в больших лапах ворчливого гималайского медведя по имени Мик-Мик. Этот бурый мишка очень любит порядок и решает доставить Малыша Панду родителям в Китай. Вместе с ним в путешествие отправляется незадачливый сосед,
Книга по новому мультфильму «Большое путешествие. Вокруг света», который уже в кино! После двух больших приключений медведь Мик-Мик мечтает о тихой, спокойной жизни в кругу семьи. Но, похоже, его мечтам не суждено сбыться, а всё из-за того, что аист приносит ему не того детёныша – опять! Да что не так с этими доставщиками?! Теперь Мик-Мика и его верного друга зайца Оскара ждёт самое настоящее кругосветное путешествие! Правда, на этот раз всё оказ