© Бастиан Ф. С., текст, 2020
© Кутузова О. А., ил., 2020
© Красовский С. В., ил., 2020
© ООО «Издательство АСТ», 2020
Семьдесят миллионов лет назад Земля выглядела совсем не так, как сейчас. Европа почти вся была под водой, в центре Северной Америки плескалось море, Индия располагалась рядом с Африкой, а Австралия соединялась с Антарктидой. Было теплее, даже на Северном и Южном полюсах, где на месте сегодняшних ледяных пустынь стояли леса. В лесах росли огромные сосны, кипарисы, хвощи. В них обитало гораздо больше, чем в наши дни, животных, птиц, насекомых. Некоторые из них существуют до сих пор. Но большинство исчезли. И из тех, кто не дожил до наших дней, самыми большими, самыми сильными, самыми красивыми были – динозавры. В своё время они считались царями зверей. Земля была их планетой.
Динозавры появились очень давно – даже не семьдесят, а двести тридцать миллионов лет назад. В то время на Земле существовал лишь один огромный континент – Пангея. И именно на нём появились первые динозавры – эорапторы. Это были маленькие хищники, ростом не больше метра и весом не больше килограмма. Они быстро бегали на задних лапках и охотились на мелкую добычу, например на древних лягушек триадобатрахусов.
Затем появились травоядные динозавры. Эволюционируя, они постепенно увеличивались в размерах. Самые большие из них назывались зауроподы. Вместе с травоядными росли и хищники – тероподы. Господство динозавров на Земле продлилось сто пятьдесят миллионов лет.
Постепенно Пангея разделилась на две части – южную Гондвану и северную Лавразию. На Земле было очень тепло и влажно – такой климат назывался «парниковый». Разрослись леса, появилось много пищи, отчего и динозавров стало больше. В воздухе парили птерозавры, в древних океанах плавали плезиозавры и ихтиозавры, а по материкам бродили гиганты брахиозавры и рыскали хищные аллозавры. Этот период, который длился пятьдесят миллионов лет, называется «юрский».
Но и Гондвана с Лавразией постепенно раскалывались, и в конце концов из их обломков получились современные континенты. Климат стал холоднее, около полюсов появились ледники, и динозавры стали мигрировать осенью в тёплые широты, а весной – в холодные, как современные перелётные птицы. Этот период называется «меловой». В это время на Земле появились цветы, и динозавров благодаря разделению суши на изолированные континенты стало ещё больше. Одни были размером с курицу, другие – с дом. Одни ели растения, другие – мясо.
АЛЬБЕРТОЗАВР
Действительно, альбертозавр уступал в размерах своим сородичам – тираннозавру и тарбозавру. В длину он был всего лишь 9–10 метров и весил не больше 2 тонн. Зато у него было до 60 загнутых зубов в удлинённой челюсти, идеально приспособленной для ловли добычи. Поэтому передние лапы альбертозавру в общем-то не требовались и были очень маленькими. Зато задние лапы были очень мощными, и альбертозавр мог бегать со скоростью свыше 20 км/ч. Жили и охотились альбертозавры стаями.
Именно в этот период, примерно семьдесят миллионов лет назад, и жила наша героиня. Её звали Илу. И она ела мясо. Илу была альбертозавром. Это не самый крупный динозавр. К тому же Илу было всего пять лет. Взрослые ещё не брали её на охоту. Илу могла только наблюдать за ними, учиться. Но это так скучно! Гораздо веселее гоняться за мелкими динозавриками, например стегоцерасами. Как и Илу, они бегали на задних лапках – очень быстро. Вот и сейчас, заметив трёх стегоцерасов, Илу бросилась за ними. Но те вспугнули стайку лептоцератопсов, на которых Илу, не раздумывая, переключилась. Она перемахнула через ручей и забежала в заросли невысокого папоротника. Лептоцератопсов тут не было. Попряталась мелкота! Побродив немного среди листьев, Илу со вздохом повернула назад. Пора было возвращаться на свой берег. Если её хватятся взрослые, она получит хороший нагоняй.
Но когда Илу вернулась к ручью, кто-то перегородил ей дорогу. Это был анкилозавр. Самка.
– Где… моё… яйцо? – медленно и мрачно проревела она.
СТЕГОЦЕРАС
Стегоцерасы были некрупными травоядными динозаврами. Длиной до 2,5 метра и высотой до 1,5 метра, они весили 100–250 килограммов, питались в основном низкорослой растительностью и жили обычно в предгорных и прибрежных равнинах. Стегоцерасы очень быстро бегали на задних лапах и поэтому легко ускользали от крупных хищников. Угрозу для них в большей степени представляли такие мелкие и проворные тероподы, как, например, дромеозавр. На самом деле Илу серьёзно рисковала, гонясь за стегоцерасами. Их название переводится как «рогатая крыша». У стегоцерасов был очень прочный череп, толщина его верхней части часто превышала 7 см. Если бы какой-нибудь стегоцерас хорошенько боднул Илу своей головой, она бы это надолго запомнила.
АНКИЛОЗАВР
Анкилозавр – по современным меркам, очень крупное животное, как носорог или даже слон. Но в то время его размеры: длина до 9 метров, ширина 1,5 метра и вес до 6 тонн – считались весьма скромными. Чтобы уберечься от хищников, медлительному анкилозавру пришлось отрастить защиту – панцирь на спине из костяных пластинок, шипы на голове и костяной набалдашник на конце хвоста. В конце концов анкилозавр мог просто лечь на землю, прикрыв незащищённый живот, и стать неуязвимым. Катастрофа случалась, когда он случайно переворачивался на спину: самостоятельно встать на лапы анкилозавр не мог и оказывался совершенно беззащитным.
– Я не знаю, – пролепетала Илу. – Я его не брала.
– Где… моё… яйцо? – повторила самка-анкилозавр.
– Пропусти меня, пожалуйста. – Илу сделала неуверенный шаг вперёд. Самка-анкилозавр повернулась к ней задом.
Анкилозавр – приземистая, широкая, твёрдо стоящая на четырёх лапах зверюга. Спина плотно покрыта панцирем с шипами, на маленькой голове четыре рога, шеи и вовсе нет, а хвост заканчивается костяным набалдашником. И сейчас самка-анкилозавр, обернувшись, наблюдала за Илу, угрожающе покачивая своим хвостом-палицей. Илу помнила рассказы взрослых о том, как некоторым из них «посчастливилось» получить в бок, а то и по голове таким набалдашником. Несмотря на видимую неуклюжесть анкилозавр был опасным зверем. И не очень умным. Но если он вобьет себе что-нибудь в маленькую головку, выбить это никак не получится. Видимо, кто-то украл у этой самки яйцо и теперь она решила никого не пускать к броду.
«Что же делать? Звать своих на помощь? – подумала Илу. – Они не услышат. А если услышат, то выяснится, что я перебежала на чужой берег, и потом меня вообще одну никуда не пустят… Может, подождать, пока эта громадина сама уйдет?»
Илу развернулась и не спеша зашла за камень, стоявший недалеко от брода. Спрятавшись за ним и переждав некоторое время, она осторожно выглянула. Самка-анкилозавр осталась на месте. «Да она тут простоит весь день и ночь, пока кто-нибудь посильнее её не прогонит, – раздраженно подумала Илу. – Или пока она не получит своё яйцо… А почему бы мне самой его не найти?»