Представленная читателю книга повествует о некоторых страницах истории одного из древнейших поселений в Дагестане – кумыкского села Эндирей, и об одном из его славных сынов, выдающемся полководце – предводителе освободительного движения народов Северо-восточного Кавказа в первой половине 19 века, имаме Чечни (1834—1840 гг.), духовном наставнике мусульман Северного Кавказа, шейхе накшбандийского тариката, известном ученом – богослове, проповеднике, авторе многих религиозных трактатов и талантливом поэте – Ташав – хаджи Эндирейском.
Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены.
Священный Коран (10:62).
Абдуллатипов А.-К.Ю. – профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой ДГУ, член-корр. Российской академии социальных наук.
Об исследовательском труде Багаутдина Аджаматова «Страницы истории древнего Эндирея. Имам Ташав-хаджи»
Настоящая книга посвящена одному из выдающихся деятелей Кавказской войны ХIX века. Для полноценного освещения многогранной деятельности этой поистине героической личности автор привлёк труды своих предшественников: Ю. У. Дадаева «Наибы и мудиры Шамиля», И. М. Ханмурзаева «Великий шейх Ташав-хаджи», А. С. Акбиева «Общественный строй кумыков», Н. А. Смирнова «Мюридизм на Кавказе», А.-К. Ю. Абдуллатипова и Л. А. Шабаевой «Средневековая литература кумыков», труды Г.М.-Р. Оразаева и других.
Особое чувство удовлетворения вызывает то обстоятельство, что довольно значительное внимание автор уделил кандидатскому исследованию, по настояшему героической женщины, А. Б. Закс «Ташав-хаджи – сподвижник Шамиля» (1946), так и не защищённой, несмотря на многие попытки, и по частям растасканной другими авторами. В книге использованы и архивные материалы. Б. Аджаматов считает, что Ташав-хаджи после Мансура и до имама Шамиля был наиболее авторитетным деятелем в Чечне, в числе признанных лидеров, который провёл самостоятельно более 50 боевых операций против царских войск.
В начале этого исследования автор предварительно делает экскурс в исторические события, связанные с Персидским походом Петра I, рассказывает о героическом сопротивлении эндирейцев его войскам, о герое этой борьбы Гебек-шейхе, о борьбе имама Мансура, Б. Таймиева, Умалат- бека Бойнакского, Идриса эфенди Эндирейского, Шангерея Муслимаульского, утамышцев. Пишет автор и о том, что Ташав-хаджи был руководителем восстания эндирейцев против царского самодержавия 1825 года. Здесь же речь идёт о кровавых событиях в Герзеле и об Очар-хаджи, убившем двух царских генералов, в результате чего «левый фланг царских войск» остался без командования. Отмечает те факты, что Ташав-хаджи учился у Мухаммада Яраги, что от учителя получил иджазу, позволяющую самостоятельно вести духовную деятельность, а также что он совершил хадж.
Особое внимание автор уделил тому, что Ташав-хаджи дважды был в числе претендентов на должность имама Дагестана и Чечни, а в 1834 году был избран имамом Чечни и имел союзнические отношения с Шамилём, помогая ему во всём. Б. Аджаматов уделил серьёзное внимание деятельности Ташаву – хаджи, как к творческой личности, автору многочисленных пламенных воззваний, обращённых к горцам, и талантливых стихотворений на кумыкском и арабском языках, в которых критикует современное общество, охваченное мирскими соблазнами.
Автор также пишет, что его поэтические произведения были известны в Дагестане, Чечне, Турции, Иордании, Сирии. Здесь же представлены некоторые произведения Ташава-хаджи на кумыкском языке с частичным их анализом. Было бы хорошо, если бы в будущем было изучено арабоязычное творчество поэта, хотя бы по сборнику, изданному Карачаевыми. В конце книги представлена хронология событий с 1825 по 1846 г., в которых активное участие принимал Ташав-хаджи. Книга Б. Аджаматова оснащена многочисленными фотографиями зияратов, гробниц, могил святых, шейхов, знамени, сабли Ташава-хаджи, медалей, видов селений Эндирей и Саясан.
С болью в душе он констатирует, что в Дагестане имя Ташава-хаджи почти забыто, в то время как в Чечне много делается для увековечения его имени: прекрасно оформлен его зиярат в Саясане на его могиле, возведена красивая мечеть его имени в Гудермесе. Даже некоторые автобусные остановки названы именем Ташава – хаджи. Но эндиреевцы не забывают своего героя, чтят его имя, хранят мечеть, где он служил имамом, а его дом превращён в медресе. В честь Ташава-хаджи возведён великолепный мемориал в селении Эндирей. Поэты посвящают свои произведения его светлой героической памяти. Книга Б. Аджаматова станет настольной для всех, кто любит свой край, почитает его героев, поскольку в ней освещены многие забытые страницы нашей истории, которые мы обязаны знать и передавать молодежи.