Игорь Долгополов - Импрессионисты: до и после

Импрессионисты: до и после
Название: Импрессионисты: до и после
Автор:
Жанры: Изобразительное искусство | Искусствоведение | Биографии и мемуары
Серия: Мастера и шедевры
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Импрессионисты: до и после"

Игорь Викторович Долгополов (1917–1991) – заслуженный деятель искусств РСФСР, искусствовед, писатель, просветитель, главный художник самого популярного в советское время журнала «Огонек». Ученик А. Дейнеки, он был личностью поистине масштаба Джорджо Вазари, человеком, всю жизнь создававшим единый образ мирового искусства. Его очерки о великих творцах, собранные позже в книги «Мастера и шедевры», при жизни автора печатались огромными тиражами.

Написанные в легком стиле, с необыкновенным чутьем и подлинным талантом, они представляли собой увлекательные рассказы, в которых ярко раскрывались характеры и творческая манера художников, подробно описывались их всемирно известные полотна. В настоящей книге читатель встретится с импрессионистами, а также их предтечами и последователями. Это Эжен Делакруа, Жан Франсуа Милле, Оноре Домье, Эдуард Мане, Фредерик Базиль, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Антуан Бурдель. Издание дополняет биографическая статья, посвященная Игорю Долгополову, а также репродукции его собственных живописных и графических работ.

Бесплатно читать онлайн Импрессионисты: до и после


© Долгополов И.В., наследник, 2024

© Марков А.В., предисловие, 2024

© ООО «Издательство АСТ», 2024

Работы Игоря Долгополова















Наш Вазари, и больше чем Вазари


Игорь Викторович Долгополов (1917–1991) – ровесник революции и с точностью до года современник советской культуры. Он – художник, график, очеркист, писатель, просветитель и личность масштаба Джорджо Вазари или Марселя Пруста, человек, всю жизнь, медленно и верно создававший единый образ мирового искусства.

В автобиографии для получения выездной визы от 21 февраля 1977 года Долгополов писал, что в 1935 году окончил школу-десятилетку и тогда же начал работать художником. «В эти юные годы мне очень помогал Дмитрий Стахиевич Моор. По его совету я пришел в 1937 году в Изогиз, где создал ряд политических плакатов». Моор специализировался по международным делам и передал ученику художественный взгляд на мир, раздираемый противоречиями. Плакаты его сразу бросались в глаза: это были не в лоб бьющие призывы, а настоящие небольшие книги, с сюжетом, дополнительными обличениями и пояснениями.

С 1938 по 1941 год Игорь Долгополов учился на отделении повышения квалификации художников при Московском государственном художественном институте. Это отделение позволяло совмещать учебу и работу: над плакатом всегда трудилось несколько человек, существенно было его полиграфическое качество, и Долгополов стал настоящим мастером полиграфии. 25 июня 1941 года, на четвертый день войны, он защитил итоговую работу. Выданный 21 июля 1941 года диплом (называвшийся тогда свидетельством), подписанный Игорем Грабарем, демонстрирует высокие оценки по всем предметам, в том числе высший балл по немецкому языку, и сообщает, что Долгополов завершил обучение по отделению литографии. Это свидетельство давало молодому художнику «право преподавания живописи и рисунка в средних учебных заведениях».

В приложенной к свидетельству справке, выданной начинающему мастеру Комитетом по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР и датированной тем же числом, фактически лицензии на художественную деятельность, говорится, что ему на основании успешной защиты «предоставляется право авторской работы как художнику в области станковой графики: литографии, плаката и иллюстрации». Во время Великой Отечественной войны Долгополов продолжал работать над плакатами и параллельно учился на факультете оформления книги того же института, закончив его в 1945 году.

В автобиографии 1977 года Долгополов пишет, что сразу после Победы он стал работать в издательствах, и называет альбомы «Торжество ленинизма», «От Сталинграда до Берлина», «В центре Арктики», «Здравствуй, друг», «Юность мира», «Советская молодежь», «По родной земле» и многие другие. Прямолинейное высказывание тогда в оформлении книг и журналов сменялось сюжетным, кадровым, показывающим, как меняется жизнь, как восстанавливается быт людей после войны. Оптимизм мирного труда не отменял новые вызовы, стоящие перед страной, и героические люди, способные одерживать победу над природой и собой, оказываются в центре внимания художника. Но в его мире героем может стать любой, кто достаточно молод и сохраняет эту юность сквозь годы.

Как своих учителей Долгополов чтил Александра Александровича Дейнеку и Юрия Ивановича Пименова. Степан Дудник, уже в ранние перестроечные годы рекомендуя Игоря Викторовича в члены Союза художников СССР, называл его «любимым учеником А.А. Дейнеки» и говорил: «В институте МХГИ, ныне имени Сурикова, он проявил себя как талантливый живописец». О Пименове Долгополов в конце 1980-х написал книгу для издательства «Изобразительное искусство», небольшую, но пронизанную теплом. Эти учителя были для него не просто наставниками, они были руководителями его души. Они давали ему книги из своих библиотек, водили на выставки, Дейнека даже возил на своем автомобиле и показывал образцы архитектуры и фонды искусства. Это бывает редко, когда учитель не просто передает свою манеру и взгляд, но погружает ученика во всю многотысячелетнюю жизнь мирового искусства, в весь океан человеческих достижений, при этом делая это с улыбкой знающего свою силу профессионала.


И.В. Долгополов в редакции журнала


После интенсивной работы плакатистом и оформителем книг, не оставляя ее, в 1947 году Долгополов начинает сотрудничать с советской периодической печатью. С 1948 года он художник журнала «Молодой колхозник». С 1950 года – художественный редактор журнала «Советская женщина». Как раз в это время развивается полноцветная печать, появляется идея фотографического ряда как рассказа, иллюстрирующего репортажи в журнале. Оформление теперь не просто способ привлечь внимание читателя картинками, а самостоятельный рассказ, как кинематограф. Долгополов, не жалея сил, работая ночами, устанавливал этот новый стандарт журнального дела, постоянно созваниваясь с типографиями и требуя качественной передовой работы в этой области.

С 1960 года Долгополов – главный художник журнала «Огонёк», несомненно, самого известного советского иллюстрированного еженедельника. Отныне его жизнь связана с этим изданием прочно и непоколебимо. Как он признается в автобиографии 1977 года, «я столкнулся вплотную с пропагандой изобразительного искусства, идущего еженедельно на цветных вкладках, и по совету А.А. Дейнеки начал писать очерки к ним. В них я пытался последовательно проводить борьбу с модернизмом и пропагандировать величие искусства мастеров мировой и русской классики, а также наших прекрасных советских художников». Именно еженедельнику, который читала вся страна, с которым не расставались в транспорте, в очередях и за домашним ужином, обязана возникновением и настоящая книга.

И.В. Долгополов был главным художником издания, а значит, ключевой фигурой всей редакции. Его творчество оказалось в центре художественной жизни страны. Согласно характеристике, выданной ему на работе в 1973 году для получения выездной визы, с приходом мастера в редакцию «Огонька», журнал «приобрел новое, современное лицо. Художественное оформление издания неоднократно отличалось дипломами I степени Госкомитета по печати». Один из них сохранился в архиве искусствоведа: диплом 1972 года Всесоюзного конкурса лучших изданий: «За успехи, достигнутые в художественном оформлении и полиграфическом исполнении».

Журнал «Огонёк» выходил в издательстве «Правда». Там же были выпущены небольшие книги Долгополова «Незнакомый Домье» (1965), «Дорога до первой звезды» (1966), «Семидесятая весна» (1970), «Мастера» (1973), «Джоконда в Москве» (1977), «Эль Греко» (1983). В «Воениздате» вышел сборник «Мастера» (1981), в том же году в «Молодой гвардии» появился сборник «Певцы Родины». В упомянутой характеристике говорится еще об одной стороне деятельности И.В. Долгополова: он был председателем творческого клуба «На Огонёк», где общался с начинающими журналистами и художниками и показывал им, что значит делать современный журнал.


С этой книгой читают
Перед вами – книга знаменитого цикла «Мастера и шедевры» заслуженного деятеля искусств РСФСР, писателя, просветителя, главного художника журнала «Огонёк» Игоря Долгополова о выдающихся мастерах изобразительного искусства.Благородный Ренессанс, вернувший человечеству античные идеалы, и изысканное, эмоциональное барокко открыли миру удивительных художников, настоящих гениев живописи.В настоящей книге читатель встретится с бессмертными творениями Са
Это книга о славных (но не слишком известных ныне на родине) русских художниках, вдохновенным и неустанным трудом добившихся успеха во Франции и в США, разумно остерегавшихся длинной руки террора, однако не всегда помнивших, что нельзя дважды войти в ту же самую реку…Ныне картины их всемирно признаны и бесценны, но многие загадочные подробности их жизни и творчества критики и биографы обходят стороной на их незабываемой родине, которую один из эм
«Эпоха становления русской живописи» является продолжением ранее вышедшего издания «Первые шедевры русской живописи». В эту книгу вошли биографии русских художников XIX века и описания их произведений. Для широкого круга читателей.
В данный сборник вошли стихотворения, написанные в течение нескольких последних лет. Их отличает не только тематическое разнообразие (природа, искусство, политика, философия, жизнь, смерть и т.д.), но и широкий диапазон использованных поэтических приемов (размеры, аллитерации, ритмы, метафоры, рифмы и т.д.)
Эта книга – собрание эссе, посвящённых странам европейского Средиземноморья и окрестностей с собственными рисунками и обложкой автора. Каждое эссе может быть прочитано почти вне связи с остальными, но их отбор и последовательность отражает идею о происхождении и развитии отдельных национальных культур под влиянием изначального центра нашей цивилизации – Италии и Рима, которые до сих пор постоянно находятся в фокусе культурных интересов Западного
Продолжение истории об Орисе, предавшей семью и сбежавшей на другой материк. Поступив в академию магии, Ориса получила все то, о чем даже никогда не мечтала: магию, друзей и любовь. Забывая о прошлом, она стремится построить новую жизнь. Спокойную, размеренную – такую, какую ей всегда хотелось. Однако все желания и планы Орисы рушатся, когда она попадается на глаза сумасбродному парню.
Они повстречались, будучи детьми. За возможность называть выросшую на берегу Чёрного моря Марину звучным прозвищем Анасейма Илья поплатился зубом и душевным покоем. Но приручить морскую волну – задача невыполнимая… А Марина была с морем единым целым, жила им, дышала. Верила в волшебство, здоровалась с прибоем и загадывала желание каждый раз, как находила особенную ракушку. Одна из трёх дочерей Счастливчика, трёх "русалочек", она не представляла,
Вливаться в новый коллектив всегда сложно, а еще сложнее это сделать в 11 классе среди учебного года. Еще до первого учебного дня я познакомилась с ним. Ярославом Королёвым. Я думала, что между нами пробежала искра. Но в первый же учебный день я узнала, что у него есть девушка и он не желает со мной общаться. А его девушка сделает все, чтобы моя жизнь в классе не казалась сладкой. Теперь в моей жизни были - запретная любовь, буллинг и тайный пок
Судьба подкинула мне на порог дома бесовку, что искала алтарную жертву. А нашла хамон и вино. Промахнулась красотка, на алтарь я не влез, крупный уж очень - в деда. Зато какое наследство нашлось, там где не ждали. Скучно не будет! И в холдинг я не вернусь! Куда интересней быть главным, первым во всем.. Крылатого бы ещё сплавить куда. Вам не надо? В быту неприхотлив, ест мало, пыльцу отбрасывает строго по расписанью. И бесовку. Два по цене одного.