В этой жизни каждому свое, или Как выбрать свою колею
Всему свое время, Каждому свое: Наезднику – стремя, Охотнику – ружье.
Леонид Фадеев
Однажды ко мне на прием пришла женщина лет пятидесяти и спросила: «Вы можете сказать, почему мне жить не хочется?» Стали разбираться.
Внешне благополучная семья: муж имеет свой бизнес, трое взрослых детей, все получили высшее образование, дом – «полная чаша». Моя пациентка вышла замуж сразу после института, ни дня не работала, ухаживала за детьми, растила их и воспитывала, вела домашнее хозяйство. И что в результате? Жизнь стала казаться ей скучной и неинтересной, а сама она ощутила себя никчемной и ненужной. Женщина заказала у меня «Матрицу Судьбы», которая показывает, зачем человек пришел в эту жизнь, что его ждет в каждый предстоящий и прожитый год. И вот, что мы увидели: оказывается, этот человек – прирожденный бизнесмен, руководитель. Получается, что не выполнила она предназначенную ей миссию, свернула со своей дороги – вот и жить не хочется… Благо, что возраст позволял ей внести изменения в свою жизнь. Рассказала она мужу обо всем, что узнала от меня. Он приобрел ей магазинчик и сказал: «Действуй!» И к ней вернулось желание жить, работать, сознавая, что занимаешься делом.
Вряд ли человек обретет счастье, если не найдет себя в этой жизни, не выберет свою «колею». Очень образно об этом пел Владимир Семенович Высоцкий:
Сам виноват – и слезы лью,
И охаю —
Попал в чужую колею
Глубокую…
…Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит – не надо за мной.
Колея эта – только моя!
Выбирайтесь своей колеей.
Позволю себе привести интересную, но довольно объемную цитату из книги Бернарда Вербера «Империя ангелов»: «Каждому свое. По мнению социолога Филиппа Пейселя, женские характеры подчинены четырем основным тенденциям: 1 – матери; 2 – любовницы; 3 – воительницы; 4 – инициаторши. Матери… уделяют основное внимание созданию семьи, рождению детей и их воспитанию. Любовницы хотят соблазнять и переживать потрясающие любовные истории. Воительницы хотят захватывать власть, выступать за какие-либо политические или другие идеалы. Инициаторши – это женщины, повернутые в сторону искусства, духовности или целительства. Это прекрасные музы, учительницы, доктора. Раньше это были весталки.
В каждом человеке эти тенденции более или менее развиты. Проблема появляется тогда, когда женщина не находит себя в основной роли, навязываемой ей обществом. Если любовниц заставляют быть матерями, а инициаторш – воительницами, то такое принуждение вызывает порой очень сильное противодействие.
У мужчин также существует четыре основных позиционирования: 1 – земледелец; 2 – кочевник; 3 – строитель; 4 – воин.
В библии есть Авель – кочевник, занимающийся стадами, и Каин – земледелец, занимающийся жатвой. Каин убивает Авеля, и в наказание Бог говорит: «Ты будешь скитаться по земле». Таким образом он заставляет Каина стать кочевником, в то время как тот в основном земледелец. Он должен делать то, для чего не предназначен. В этом и заключается его основное страдание.
Единственное сочетание, ведущее к длительному браку, это «мать – земледелец», поскольку оба хотят остаться на одном месте как можно дольше. Все другие сочетания могут привести к великой страсти, но с течением времени все равно закончатся конфликтами.
Задача совершенной женщины – быть и матерью и любовницей, и воительницей, и инициаторшей. Тогда можно сказать, что принцесса стала королевой.
Задача совершенного мужчины – быть и земледельцем и кочевником, и строителем и воином. И если совершенный король встречает совершенную королеву, происходит нечто волшебное. Есть и страсть, и длительные отношения. Только это бывает редко…»
За семнадцать лет практики передо мной прошли сотни поломанных судеб. И зачастую жизнь «не удается», когда человек занимается не своим делом. Нам известно немало историй публичных людей: многие известные актеры, барды, юмористы в молодости приобретали профессию инженера, строителя и т. п., а впоследствии находили свое предназначение на сцене. Не всем так везет, и все же постарайтесь понять свое предназначение, и чем раньше, тем лучше, «чтобы не было мучительно больно»… Думаю, будет в тему упомянуть, что в своеобразном рейтинге самых распространенных сожалений людей на грани жизни и смерти, который составила бывшая сотрудница хосписа, на первом месте стоит следующее: «Я сожалею, что у меня не было смелости, чтобы жить жизнью, правильной именно для меня, а не жизнью, которую ожидали от меня другие».
Увы, слишком поздно здесь что-то изменить. Почти невозможно изменить человеку жизнь, когда ему восьмой десяток лет. Всему свое время. Поэтому, как утверждает Андрей Макаревич:
Но верю я:
Не все еще пропало,
Пока не меркнет свет,
Пока горит свеча…