1. Сознание – собственность нашего «я». Есть два условия исследования вопроса – что такое сознание? Первое – это то, что мы им обладаем. И не зная досконально, что это такое, мы пользуемся этим понятием в своей жизни и житейской практике. И не столько словом, сколько тем, что представляет оно собой, именуемое в прежние более ранние времена рассудком, интеллектом, разумом, или даже таким странным для нашего времени трудно объяснимым понятием, как душа. И когда мы не можем что-либо объяснить для себя, понять, а это первое, что мы делаем, столкнувшись с неизвестными нам предметами, явлениями и обстоятельствами, и естественно, не стремимся прибегнуть к их объяснению чудесами и прочими подобными мистификациями нашего же сознания. Это уже не из житейской практики, а строго из научного взгляда на природу и внешний мир. И не столько взгляда со стороны, сколько находясь внутри процесса познания окружающего нас мира, то есть занимаясь научными вопросами и исследованиями, требующими определенных наклонностей и творческих способностей.
2. Сознание – это способность мыслить. И второе, обладая понятием этой сущности, мы стремимся понять и объяснить для себя же, а значит и для всех нас, находящихся в процессе познания мира и самих себя, каким образом оно возникло. Современное научное знание позволяет найти ответ на этот вопрос, если это знание будет применено в последовательном обосновании условий его появления самим мыслящим существом, в прямой и непосредственной связи с возникновением самого мыслящего существа, называемого сегодня человеком. При этом объяснение появления сознания через самое сознание уже исчезает вместе с этим же парадоксом, поскольку сознание, как способность мыслить, настолько разнообразно в этих своих способностях и их проявлениях, насколько мир вселенной многообразен и велик. Именно сознание представляет собой специфическую часть знания, того идеального единства, которое могло только и появиться в условиях развивающегося мира живой материи и может объяснить с полным обоснованием физический мир движущейся материи, появление живой материи и человека.
3. Наличие чувствования живой материи – условие появления сознания. Исходя из этих двух условий, мы можем наметить путь рассмотрения возникновения сознания по мере его появления в человеке в соответствии с его собственным возникновением и развитием как разумного биологического существа. При этом с необходимостью нам придется устанавливать путь возникновения сознания, этой способности мыслить разумного существа, с учетом развития живых органических образований и организмов, начиная с первых живых существ не только животного мира, но и существования предшествующих форм жизни. Современное научное знание позволяет нам связать исторический процесс возникновения жизни в земных условиях, и прежде всего, существ животного мира, обладающих нервной системой, с условием появления таких этапов развития жизни и сознания, как возникновение чувствующего знания и предсознания. Как человек не мог появиться разом и сразу, так и любая его часть, орган или система тела, не могли возникнуть одновременно и способность чувствования, явившаяся физиологической основой внутреннего и внешнего взаимодействия живого образования, не могла стать непосредственным условием появления сознания.
4. Понятие – как общее знание. Скоро десять лет, как написаны были первые строки о сознании, 12-11-2012г. И первое, что оказалось трудно понимаемым – это представление о сознании, как о способности мыслить, полученное из прочтения «Критики чистого разума» Иммануила Канта. Привыкнув к материалистическому мировосприятию, и здесь – в этом понимании сознания, мне чудилось наличие вещественности в этом понятии. И не мало времени потребовалось, чтобы прийти к естественному интуитивному взгляду на сознание, как невещественному, ментальному – противостоящему чистой материальности содержания этого понятия, особого вида знания. Понятия, как общего знания о предметах и явлениях внешнего мира, воспринимаемых органами чувств человека – и ставших предметами мышления сознания, что сохранилось и по настоящее время. В этом и заключается логика отдельного и общего умозаключения, свойственного разумности человеческого сознания.
5. Общее знание в частных науках. Обстоятельное знакомство с физикой и космологией, представленных в трудах и изложении их содержания известными учеными прошедшего века Стивеном Хокингом, Ричардом Фейнманом, Карлом Саганом, Леонардом Сасскиндом, Эрвином Шредингером, и многими другими учеными и их талантливыми соучастниками и современниками, при постоянном интересе к философским трудам мыслителей европейской цивилизации, не нуждающихся в упоминании их имен, – заставило нас обратиться к общему знанию, касающемуся самых различных наук и сфер деятельности человека. И несмотря на такой приоритет общего знания, представляемого в работах мыслителей и философов прежних времен, пришлось самостоятельно знакомиться с работами современных ученых в области биологии и нейрофизиологии.
6. Биологические знания о жизни. Результатом такого ознакомления явилось знание биологических основ возникновения жизни в земных условиях, изложенных в работе Александра Маркова «Рождение сложности», в учебниках биологии девятых-одиннадцатых классов, множестве публикаций в интернете. Физика, космология, философия, биология, нейрофизиология в моем сознании проявились ежедневными записями, начинаясь с 2012 года. К настоящему времени мной изданы семь книг, начиная с «К сознанию великого физика» (о Стивене Хокинге), и завершаясь «Информационной концепцией сознания. Книга 3. Информация». Уже при изложении своих ежедневных текущих мыслей о сознании и его взаимодействии с нейронной средой головного мозга человека мне пришлось убедиться: нельзя начать говорить о сознании, не сказав о возникновении жизни. А сказав о том, что такое жизнь, невозможно не перейти к разделу «Информация», предшествующему заключительной части этой серии, с названием «Сознание», без того, чтобы не сказать об отличии физического мира вселенной от мира живой материи, обладающего и обладающей свойством «Развитие».
7. Сознание и мозг человека как единство идеального и вещественного. Таким образом, в ходе воспроизведения в собственном сознании и мозге окружающей нас реальности, выработалась последовательность возникновения понятия об этом феномене природы, живой материи и человеке, получившем широкую известность не только в мире научного знания, но и в мире обыденных житейских понятий и представлений. Сознание оказалось невозможным воспринять чувством и обосновать посредством чувства; и понять иначе, кроме как через знание, и именно посредством знания общего. При отказе от такого восприятия сознания и его понимании в форме особого, специфического знания становится невозможным не столько объяснение развития человеческого сообщества, сколько вообще оказывается невозможным получение достоверного знания о его развитии в совместном взаимодействии идеального и вещественного, заключенного в нейронной среде головного мозга.