На обложке книги изображены Фаворский Серапион Андреевич с супругой Фаворской (урожденной Юферевой) Агнией Ивановной (мой прадед и прабабушка).
В этой книге опубликованы исторические материалы по генеалогическому исследованию семьи автора. Для меня эти фотографии старинных документов бесконечно дороги. Пусть некоторые из снимков не очень качественны. Пусть не все документы сохранились в архивах в надлежащем виде. Но они для меня несут энергетику тех давних времен, тепло сердец моих далеких предков. Верстая книгу, я поймал себя на чувствах, которые всплывали в моем сознании из глубин веков. Я даже не смог внести полные наименования сокращений при описании событий. Так, буквой «р» на подписях к фото документов обозначается событие «рождение», буквами «бр» – брак, бракосочетание, буквой «с» – смерть. Я начал было раскрывать смысл сокращения, но написав слово «смерть», я почувствовал боль в своем сердце. Это был отголосок той боли из прошлого, когда умирали младенцы, когда уходили молодыми или уже зрелыми мои предки, чтобы потом я жил после них и мог дать жизнь своим детям, а значит и их потомству, на этой прекрасной земле, которая носит гордое имя Россия.
В первую очередь хочется сказать слова огромной благодарности Дмитрию Казакову – замечательному вятскому исследователю истории, генеалогу, который перевел для этой книги тексты старинных архивных документов на современный русский язык. А проводил исследования другой вятский историк Сергей Шишкин.
В стародавние времена религия и церковь играли ключевую роль в жизни людей, наших предков. Все печали и радости делили с церковными служителями. Рождение младенца, наречение его именем регистрировалось в церкви. Бракосочетание и уход в мир иной тоже регистрировались в церковных метрических книгах. Церковноприходские школы учили грамоте, давали подрастающему поколению образование.
На интернет сайте «Вятка: Наследие» Дмитрия Казакова я познакомился с очень познавательной для меня информацией:
«Генеалогический поиск это работа с документами государственных архивов, а также со вспомогательными источниками, например газетами. В основном это метрические книги, которые велись при церквях с 18 века до 1917 года, реже дольше. В каждой метрической книге велась регистрация крещений, венчаний и смертей в приходе.
Незаменимый источник работы по духовенству – это клировые ведомости церквей, в которой ежегодно сообщались сведения о храме, причте, часовнях, составе прихода. Сюда же относились послужные списки духовенства за каждый год, в котором учитывались биография духовного лица, происхождение, награды, состав семьи, судимости. Материал такой уникальный, что с лихвой может заменить метрические книги, т.к. все было указано.
Другие документы вспомогательного характера – исповедные росписи, ревизские сказки, переписи населения, брачные обыски, в ГАКО они сохранились только до середины 19 века.
Метрические книги – это книги записей актов рождения и крещения, бракосочетания и смерти, а также о переходе из одного вероисповедания в другое. Они велись в церкви причтом, который совершал церковные обряды. У православных были свои книги для записи, у мусульман – свои, у католиков – свои, у раскольников – свои. Так как преобладающим было православное население, то метрических православных книг сохранилось больше, чем остальных. Из-за того, что раскольники/ старообрядцы преследовались официальными властями, метрические книги старообрядцев практически не сохранились. Метрические книги мусульман написаны на староарабском языке, поэтому работать с ними составляет определенную сложность.
После принятия в 1918 «Кодекса законов об актах гражданского состояния» метрические книги были отменены и их заменили на актовые книги в местных органах ЗАГСа.
Клириковые ведомости – документы о службе лиц духовного сословия.
Клировые ведомости состояли из трех частей:
В первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни.
Во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи.
В третей части давались статистические данные по приходу.
Ревизские сказки – один из главных и информативных источников изучения истории крестьянских, мещанских, мастеровых и купеческих семей. Это так называемая перепись податного населения Российской Империи, на основании которой производилось взимание подушной подати в России XVIII – XIX вв.
Становление ревизских сказок напрямую связано с реформой налогообложения, которая была проведена в 1718 году. В то время подворное налогообложение заменили подушным. Проведение данной реформы такого рода потребовало определнной организации учта населения. И уже осенью 1718 года царь издал указ о сборе «сказок», в которых должна содержаться информация о количестве душ всех населнных пунктов.
К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. Свободными от податей были потомственные и личные дворяне, духовенство, государственные служащие, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане.
С 1719 по 1858 гг. было проведено десять Генеральных (всероссийских) ревизий.
В ревизских сказках содержатся сведения о составе семьи, возрасте членов семьи, социальном статусе, национальности, месте жительства по настоящей и по предыдущей ревизии (позволяет находить людей при переезде), учитывается рекрутская повинность.
Исповедальные росписи (Исповедальная ведомость) – ежегодный отчтный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII – нач. XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста, или во время других трх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника.
В исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность, место жительства, возраст, состав семьи прихожан.