Предисловие Дэниела Гоулмана
Мое первое впечатление от Google сложилось благодаря Чад-Мень Тану, которого все называют просто Мень. Мень – неофициальное лицо компании, неугомонный славный малый («чего никто не может отрицать» [1], как утверждает его визитка). Познакомившись с ним поближе, я понял, что Мень – особенный человек. Сначала, проходя мимо его офиса, я увидел рядом с дверью доску объявлений, покрытую фотографиями Меня с разными знаменитостями: Мень с Элом Гором, Мень с Далай-ламой, с Мухаммедом Али и Гвинет Пэлтроу. Позже из статьи на первой полосе The New York Times я узнал, что Мень получил известность как «тот парень из Google», единственный инженер, чей уровень социального интеллекта достаточно высок для того, чтобы любой посетитель почувствовал себя как дома – и сфотографировался с ним.
Но Меня делает особенным не это. Скорее, главное то, что в нем волшебным образом сочетаются блестящие способности к системному анализу и золотое сердце.
Сначала – об анализе.
В Google я пришел, чтобы рассказать об эмоциональном интеллекте в рамках цикла лекций Authors@Google. Я чувствовал себя одним из бесчисленных и знаменитых «перков» – бонусов, которые положены сотрудникам Google, чем-то средним между массажем и бесплатной газировкой.
От мысли о лекции в этом бастионе интеллекта – в конце концов, чтобы просто стать кандидатом на вакансию Google, нужно получить самые высокие оценки в тесте SAT [2], – меня бросало в дрожь, я не был уверен, что кто-то из этих практичных инженеров захочет слушать о «гибких» навыках взаимодействия с другими людьми. Поэтому, оказавшись в комнате, где должна была пройти лекция, – в самом большом зале для мероприятий данной части Googleplex, я был поражен тем, что она заполнена под завязку, а часть людей даже толпилась в коридоре. Было очевидно, что им очень интересно мое выступление.
Вероятно, аудитория в Google – самая интеллектуальная из всех, перед которыми мне когда-либо доводилось выступать. Но из всех высоколобых слушателей той моей лекции только Меню хватило ума провести обратный инжиниринг эмоционального интеллекта. Он разобрал его на части, а затем вновь собрал, сделав удивительный вывод: в основе эмоционального интеллекта лежит знание самого себя, и лучшим приложением по психологии, позволяющим обрести это знание, станет метод ментальной практики под названием «осознанность» (mindfulness) [3].
Эта догадка лежит в основе программы, разработанной Менем. Запущенный им в Google University курс назывался «Ищи в себе» (вполне в духе компании, у которой все завязано на поиск в интернете). Как будет сказано позже, многих людей этот курс действительно изменил.
Мень с пониманием подошел к выбору соавторов курса, среди которых были учитель дзен Норман Фишер и моя давняя подруга и коллега Мирабай Буш, основательница и директор Центра развития созерцательного разума в обществе (Center for Contemplative Mind in Society). Мень также привлек в качестве эксперта еще одного моего старого друга, Джона Кабат-Зинна, первого человека, открывшего практику осознанности/внимательности для многих медицинских учреждений в разных уголках планеты. Мень знает, что такое качество. Но и на этом он не остановился. Мень и его команда отобрали лучшие из лучших, проверенных методов, позволяющих привнести в жизнь самоосознание и благополучие, доброту и счастье.
Теперь – о золотом сердце.
Увидев, что внутренний поиск приносит такую пользу, Мень ощутил потребность поделиться этим методом со всеми, кого он заинтересует, а не только с горсткой счастливцев, имеющих возможность пройти курс в Google.
Вообще-то во время нашей первой встречи Мень взахлеб рассказывал мне, что цель его жизни – установить мир на планете, которого можно достичь, когда каждый обретет внутреннее согласие и милосердие. (Как я заметил – не без некоторой неловкости, – подобное заявление звучит довольно громогласно.) Его видение, подробно описанное в этом прекрасном тексте, подразумевает бета-тестирование в Google курса по эмоциональному интеллекту, основанного на практике осознанности, и последующее распространение его среди всех, кому он может быть полезен, – как говорит сам Мень, он хочет «сделать его одним из даров Google этому миру».
Поближе познакомившись с Менем, я понял, что он не простой инженер – он тайный бодхисатва. Хотя теперь, после выхода этой книги, не такой уж и тайный.
Предисловие Джона Кабат-Зинна
Впервые встретив Меня, я подумал: «Кто на самом деле этот парень, называющий себя славным малым из Google?» (Именно эта должность указана на его визитной карточке вместе с подзаголовком «чего никто не может отрицать».)
Мень пригласил меня в Google прочитать лекцию об осознанности. Не успел я приехать в Google, как он заговорил об осознанности и мире во всем мире, выдавая одну шутку за другой. Его чувство юмора показалось немного странным. Мень провел для меня экскурсию по офису. Первой остановкой была доска с его фотографиями в коридоре главного здания Googleplex… На этих снимках Мень был запечатлен в компании практически всех знаменитых и влиятельных людей этого мира. «Кто этот парень, приветствовавший в Google всех этих глав государств, нобелевских лауреатов и знаменитостей? Могу ли я воспринимать его всерьез? Могу ли я верить всему, что он мне говорит?»
А говорил он много, в том числе о том, что его главная цель – создание условий для мира на планете еще при его жизни, и, по его мнению, для достижения этой цели необходимо, чтобы пользу медитации смогли ощутить абсолютно все люди. И Google, будучи Google, может сыграть в этом особую роль.
Вообразите, что творилось у меня в голове: «Google, квинтэссенция всемирной доступности (не распространяющейся на страны, пытающиеся заблокировать его или ограничить доступ к нему), хочет сыграть в нашем мире такую роль?! Или по крайней мере этого хочет один провидец из Google. Потрясающе. Возможно, он только притворяется сумасшедшим, а на самом деле единственный нормальный человек здесь? Он сотрудник № 107, поэтому, очевидно, должен достаточно хорошо делать то, ради чего его наняли. Сомневаюсь, что он был просто славным малым, когда все остальные писали код для следующего большого проекта». Именно такие мысли носились у меня в голове во время первого визита в Google. Если Мень, несмотря на весь юмор, говорил серьезно, потенциальное воздействие и масштаб его планов казались мне безграничными. Мень обратил мое внимание на инфографику в главном холле, которая произвела на меня большое впечатление. На ней был изображен вращающийся земной шар, испускавший в черноту космоса цветные огни из всех точек на Земле, откуда в настоящий момент исходили поисковые запросы в Google. Разные цвета изображали языки запросов, а длина лучей была пропорциональна количеству запросов, поступавших из данной точки планеты. Одновременно на большом экране отображались тексты запросов. Все это вместе вселяло трогательное и очень глубокое чувство единства нашего мира, сродни эмоциональному эффекту, который производит сделанное с Луны изображение Земли в черном космическом пространстве, когда видишь его впервые. Кроме того, это говорило о мощности поиска – и могуществе Google.