Стремителен бег времени по древней узбекской земле, но еще стремительнее ее преобразования. И все мы, особенно старшее поколение, наши уважаемые аксакалы, не успеваем удивляться происходящим переменам, уникальным достижениям независимости во всех сферах нашей общественной жизни. Успехи в экономике, социальной сфере, в градостроительстве, в преобразованиях на селе, в системах образования и здравоохранения, в развитии культуры, искусства и спорта – все это не что иное, как триумфальное шествие «узбекской модели» развития, признанной сегодня всем мировым сообществом.
Но, как ни странно, восхищаясь достигнутыми результатами, мы редко задумываемся над тем, кто стоит у истоков этих достижений, сколь тяжек труд архитектора, отважившегося в исторически короткие сроки построить величественное здание независимой, свободной, демократической страны, насколько велика и многогранна деятельность этого человека, какую неисчислимую энергию и подвижнический труд вложил он в благородное дело, отвечающее интересам всего народа.
Не задумываемся. А ведь надо бы подумать. Так давайте оглянемся на пройденный нами путь, на наше недавнее прошлое и повнимательнее всмотримся в то смутное время, время иллюзий, надежд и перемен.
Эпоха коренных преобразований, начавшаяся с распадом Советского Союза и провозглашением бывшими союзными республиками независимости, настоятельно требовала выдвижения на передний край социального перелома такой личности, которая бы максимально соответствовала требованиям времени, характеру перемен и в полной мере отражала и понимала назревшие проблемы и потребности общественного мнения. Такой личностью и стал Ислам Каримов.
И сегодня, накануне золотого юбилея нашей страны – 25-летия независимости Республики Узбекистан, мы просто не имеем права не отдать должное его мужеству и таланту, его воле и неуемной энергии, его организаторским способностям и истинно стратегическому мышлению, умению «заглянуть за горизонт» и сделать далеко идущие выводы. Человеку, которого некоторые «сверхдемократические» представители зарубежной прессы и некоторые политические деятели называли «красным президентом», а разномастные оппозиционеры и открытые враги независимости именовали не иначе как диктатором. В то же время передовые представители государственной и политической элиты Запада и Востока признали его умным и прозорливым политиком и экономистом конца XX и начала XXI века. Мы же, сограждане, называем его просто – «наш Президент» или, еще проще, Ислам Абдуганиевич, и считаем, что, имея такого Президента, мы всегда будем жить в мире и согласии и можем с уверенностью смотреть в свое будущее.
Трудности начального периода, реформирование и модернизация… страны, интеграция в мировое сообщество
Более двух десятилетий отделяет нас от тех, теперь уже далеких дней, когда Ислам Каримов возглавил руководство Узбекистана, и нам, людям старшего поколения, очевидцам позорного краха Советского Союза, хорошо известно, что наследие Ислам Абдуганиевич получил довольно печальное. То было нелегкое, а точнее – труднейшее время. Развал Союза, разрыв экономических отношений, падение производства, монокультура хлопка, ломка сложившихся представлений, уклада жизни, укоренившихся стереотипов, нехватка самых необходимых продуктов и вопросы, вопросы, вопросы, на которые, по существу, никто не мог ответить… Более того, не каждый наш соотечественник понимал смысл происходящих событий и не осознавал того очевидного факта, что наступила новая эпоха, требовавшая новых идей, мыслей и коренных, кардинальных преобразований, создания принципиально нового государства, нового общества и соответствующего им нового человека.
В это трудное время закладывался фундамент нового, свободного, независимого Узбекистана. К чести нашего лидера, он не опустил руки, а, наоборот, уже тогда намечал достаточно ясные контуры нашего будущего. Перед любой аудиторией он говорил увлеченно, уверенно, вкладывая в каждое слово высокий эмоциональный заряд, который будоражил наше сознание и отдавался какой-то тревожащей болью по неизведанному и, казалось, недосягаемому в это трудное время. Но его убежденность и беззаветная вера в неисчислимые силы народа волновали наши умы и сердца и делали нас его единомышленниками.
Ему всегда присущи собранность и убежденность, простота изложения и ясность мысли. Они и предопределили истинное восприятие и осознание нами идеалов независимости и великого будущего страны. И мы, простые люди, рядовые граждане, поверили ему. Поверили в его мудрость, искренность и творческое созидание. Поверили еще тогда, когда не было у нас ни Асакинского автомобильного гиганта, ни Бухарского нефтеперерабатывающего завода, когда голос Узбекистана еще не прозвучал с трибуны ООН, когда еще не разрешены были ни зерновая, ни энергетическая проблемы. Эта вера вселялась в нас постепенно, исподволь, и, пожалуй, можно сказать, что глубоко запала в наши души тогда, когда появилась его первая книга «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» – подлинный манифест независимости. Эта книга пронизана глубокой верой в духовный потенциал своего народа, в правоту дела независимости.
Книга несет в себе огромный заряд организационно-практической и мобилизующей силы. Идея независимости уже стала реальностью, но надо было, чтобы она не только овладела умами большинства людей, но и подкреплена была практическими делами. Для этого нужно было, прежде всего, чтобы сами руководители в центре и на местах хорошо понимали, что мы имеем в виду, произнося слово «независимость», что вкладываем в ее смысл и содержание. Ислам Абдуганиевич Каримов дает четкие и ясные ответы на эти вопросы. Прежде всего, – говорит он, – республика будет проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. И главное, что надо сделать, – обустроить республику, исходя из ее национальных интересов, на основе всемерного учета сложившегося уклада жизни, традиций, обычаев и навыков народа, имевшегося огромного ресурсного потенциала.
Это положение имело особое значение, поскольку и экономическая и политическая ситуация в Советском Союзе еще накануне его развала была крайне напряженной: страна в кризисе, социальный и экономический застой достиг предела, национальные отношения обострены, народные массы недовольны. Малейшая искра, и «пожара» не миновать. И, естественно, провозгласив независимость, надо было оперативно действовать. Нужны были кардинальные перемены, которых требовали все сферы жизни общества и государства, начиная от экономики и заканчивая культуры и спорта.