Этот роман я задумал и воплотил в короткие сроки, на меня набежал творческий порыв, после встречи Гамлетом Ибадовым. Он был у меня совсем непродолжительное время, и за стаканом ароматного чая рассказал о своей жизни тех несправедливостях, которые ему пришлось пережить за всю эту долгую жизнь. Я почувствовал, что душа его переполнена накопившимся чувствами, оставившими глубокий след в период советской эпохи. Его жизненные этапы были настолько близки и понятым мне, что охватили все мое творческое сознание, что я решил написать о нем не просто очерк, а целый роман.
Передо мной сидел 78-летний азербайджанский интеллигент, проживший свою жизнь честно, и не был замешан в сомнительных делах, не курил и не пил, взятки не брал и не давал. Что мне оставалось делать, я не искал, герой моего романа сам пришел ко мне, рассказав о своей жизни и о борьбе за выживание. Сюжетная канва романа тесно переплетается с биографическими данными главного героя моего романа. Но это произведение, прежде всего художественное, в котором доминирует вымысел, тесно переплетающийся со страницами его трудовой биографией.
Странички биографии: он окончил школу в 1957 году, хотел быть учителем иностранного языка. Но не получилось, срезался на вступительных экзаменах и пошел в рабочие, одновременно поступил в филиал Бакинского нефтяного техникума при НГДУ «Ширваннефть». В 1959 году его призвали в армию. Прослужив три года, в 1962 году поступил на исторический факультет АГУ, который закончил в 1967 году и по распределению Министерства просвещения был направлен в сельскую среднюю школу Кюрдамирского района. В сентябре 1969 года он переехал в города Али-Байрамлы и его назначили заместителем директора средней школы № 14, а затем в октябре того же года его взяли в Али-Байрамлинский горком партии, а затем в 1973 году был направлен на учебу в БВПШ, которую окончил с красным дипломом в 1975 году. С 1975 по сентябрь 1978 года возглавлял отдел пропаганды и агитации Али-Байрамлинского горкома партии. С октября 1978 года по февраль 1982 года возглавлял городской Совет Кази-Магомеда, а затем работал секретарем партийного комитета СУ ГРЭС. В 1985 году переехал в город Баку, работал заместителем секретаря парткома нефтеперерабатывающего завода, а с 1988 под1992 год работал завотделом Хатаинского райисполкома совета народных депутатов.
За все эти годы он не имел ни одного партийного и административного взыскания.
Роман по своей художественной структуре состоит из 9 самостоятельных глав, которые перекликаются друг с другом, отражают жизнь одного советского интеллигента, который всецело был предан партии и её идеалам, его окружение поражали честность, деловитость, порядочность высокая работоспособность, умение ладить с людьми, находить консенсус в конфликтных ситуациях. Его жизненная позиция поражала многих сотрудников аппарата горкома партии и о нем шла молва, как о человеке бессеребреннике, грамотном, молчаливом и добропорядочном человеке. Его опасались сотрудники отдела агитации и пропаганды, а он знал о каждом из них, их слабостях и кто из руководителей хозяйств давал взятки, чтобы закрыть заявление о недостойном поведении. Знал по той простой причине, потому что почти все заявления проходили такого рода через его руки, и справки после проверки заявлений. Он знал всех руководителей города, их сильные и слабые стороны. Но никогда не говорил об этом в лицо, потому что все они выходили на первого.
Честных людей того периода сторонились и боялись, старались избавиться от него, предлагали различные хлебные должности, но герой романа категорически не соглашался, чтобы не потерять лицо, не запятнать честь своей семьи, которая для него была дороже жизни и всяких благ.
Пусть читатель не воспринимает мой роман, как рассказ о жизни одного азербайджанского интеллигента. Мой герой человек эпохи, общества коллективистов, в основе которого действовал один принцип: один за всех и все за одного. Это, прежде всего обобщенный образ интеллигенции старшего поколения, произведение раскрывает все тонкости общественно-политической жизни в одном из регионов Азербайджана, взаимоотношения между членами умершего общества, межличностные связи, выросшие на добрых, человеческих отношениях, где человек человеку друг и брат, они верили и доверяли друг другу. Да было время, не то, что нынешнее племя.
Баку, утром 10 часов. Садик имени М.Ф. Ахундова города.
Баку
Старый журналист, проходивший лечение в одной из частных медицинских центров Баку возвращался домой после очередного сеанса у парапсихолога. Он чувствовал некоторое облегчение, хотя и передвигался с большой осторожностью, опираясь на трость. Он уже три месяца проходил курс лечения у врача, лечащего больных биоэнергией. Результаты ошеломительные, его больные возвращались к жизни и хвалили доктора за его чудотворные руки.
Ветеран национальной печати, летом этого года отметил день рождения. Ему стукнул 71 год, но он был полон творческих сил, старался реализовать все свои творческие задумки.
Звонок мобильного телефона его застал на кухне, когда переведя дух, он выпил несколько глотков свежего чая.
– Салам, услышал он знакомый голос своего давнего друга Гамлета из Гаджигабула. Я тебе звоню из здания Азертаджа, где находится ваша редакция. Мне сказали, что ты болен и на работу не выходишь. Работаешь дома.
– Да, так оно и есть. Гамлет, что-то случилось, – вопрошал старый журналист.
– Нет, я вспомнил тебя и решил навести. Человек на пенсии уже никому не нужен, кроме хороших друзей. А сидеть дома без общения я не могу. Хотелось поговорить, излить душу, поделиться мыслями о нашей жизни, незабываемыми воспоминаниями о прошлом
Разговор двух друзей был недолгим, говорили они по мобильному телефону. Договорились встретиться завтра.
Звонок старого друга вернул его в прошлое время Ширвана, когда городок строился и развивался, крепла его экономика. Старый журналист вспомнил своего друга Гамлета. В то время он работал заведующим отделом агитации и пропаганды в городском комитете партии. Вся документация комитета велась на русском языке. И хотя Гамлет в школе и университете учился на азербайджанском языке, но как житель городка Кази- Магомед он хорошо владел и русским. Здесь находился военный городок, да к тому же он окончил интернациональную школу. Лучше него никто не мог писать доклады, материалы на бюро ГК партии.
И хотя их пути не пересекались, они хорошо знали друг друга. После окончания Бакинской ВПШ его хотели оставить на одной из кафедр этого учебного заведения. И об этом ректора просил заведующий кафедрой Международного коммунистического движения Николай Логвинович Поцелуев, который был родом из Джалилабада и прекрасно владел азербайджанским языком. На кафедре Гамлету дали тему лекции, с которой он выступил перед потоком слушателей БВПШ, на которой присутствовали профессора партшколы. Ректор написал письмо в горком партии и поставил руководство в известность, что оставляет Гамлета Ибадова на одной из кафедр партшколы. Но Гамлет сам не согласился. У него подрастали дети, а зарплата преподавателя не могла удовлетворить нужды семьи. Так он сам уже во второй раз своей жизни перечеркнул карьеру ученого.