Моя мама Роза Галимхановна (род. 1928) не местная была – из Нуримановского района, деревня Новый Субай, их у её мамы Амины было пятеро ребятишек – мал-мала меньше, когда отца на фронте убило.
Роза старшая была, самую тяжелую работу ей поручали. Детей на поле отправляли работать, выделив каждому участок. Прополоть, если надо полить – общественные работы такие.
Мать будила с самого ранья – в пять утра, когда чуть забрезжил рассвет:
– Иди, Роза-кызым, делай работу, смотри, чтобы мне краснеть не пришлось!
В пять утра на поле еще никого. Пока Роза дойдет – ноги по колено в холодной росе вымокнут. Страшно, тревожно! За три часа Роза работу выполнит, смотрит – ребята собираются, им весело, а она уже домой идёт – дома работы невпроворот.
Валеева Роза, 1948 год, студенческие годы
Валеева Амина Лутфулловна, осталась с пятью детьми
В 14 лет мама её на ферму устроила, вместо отсутствующей доярки. В 4 подъем – Иди, кызым, не плачь, время тяжелое, нам надо выжить!
На ферме за Розой 14 коров закрепили. Дома свою тоже она доила – мама болела, руки не справлялись с жестким выменем.
А на ферме всё надо быстро делать, быстро и качественно. Как ни старалась Роза, а не поспевала за опытными доярками. Они свой объем сделают и ей помогают.
К концу дойки у Розы руки болят, суставы ломит, вены вздулись – поняла умом девочка, что работа не для неё, долго так не протянет.
Кроме того, надо было и учиться! А училась Роза хорошо, с удовольствием. Да и учительница новая из Ленинграда эвакуированная Розу хвалила.
– Хорошо ты, Роза учишься, материал быстро схватываешь, тебе бы других учить!
Учительницу ту Эммой звали. Она и помогла Розе собраться и уехать в райцентр Красная Горка учиться дальше. Материально, а главное морально помогла. Иначе, кроме как в доярки, не было у неё другой дороги. Теплые воспоминания и вечную благодарность в сердце хранила Роза дорогой учительнице. Маме не до ласки было и разговоров душевных – как накормить голодных пять ртов каждый день – вот забота ежедневная!
После успешного окончания школы в Красной Горке, Роза пешком отправилась в город Бирск (190 км), поступать в Бирский Учительский институт учиться на кафедре естествознания.
Распределение – жребий, который бросало государство, отправило нашу Розу в Абдуллино – башкирскую деревню, ставшую новой горячо любимой родиной для девушки, а впоследствии и четверых детей, родившихся в её семье.
В Абдуллино, башкирской деревне, нашу Розу заприметил юноша Муллаян.
Молодая симпатичная учительница понравилась многим молодым парням, но самым настойчивым оказался Муллаян. Свадьбу сыграли быстро и также скоро проводили молодого мужа служить в Армию.
Как родную дочь приняли его родители Розу, полюбили всем сердцем! В лице свёкра и свекрови Роза обрела надежную защиту и восполнила дефицит недополученной родительской любви в детстве. Роза осталась в положении.
Три года Муллаян отслужил в Армии, писал письма любимой супруге и слал фотографии с подписями на обороте. Из Армии он привез две татуировки на разных руках: «РОЗА» и «МИША».
Сахибьджамал-эби, Роза и Муллаян
Роза полюбила Абдуллино и не думала возвращаться в родной район или перебираться в город. Здесь и земля другая – черная, плодородная, не то, что там! В Новом Субае она серая, с глиной, – говорила она.
Роза Галимхановна хотела стать учителем истории, но должность историка была прочно занята, поэтому она стала учителем биологии и химии. Учителем, который постоянно совершенствовался, изучал новую литературу и шел в ногу со временем, не смотря на то, что жила она далеко в деревне.
Справа Мухаметов Муллаян
Впоследствии, когда уже было трое детей, она поступила учиться в Челябинский педагогический институт (Химия и биология), чтобы повысить квалификацию.
Роза Галимхановна полюбила биологию и старалась привить эту любовь своим ученикам и передать детям.
В саду у дома сажала разные виды плодовых растений, дома буйным цветом росли герани. Поливала она их водой после мытья свежего мяса – самое лучшее удобрение, говорила она. И трудно было с ней не согласиться!