Первое исследование возможностей и обзор российской практики модели ускорения строительства были проведены в конце 2008 года в рамках исследования, сделанного по заказу правительства Москвы. В ней сделан акцент на обзор зарубежного опыта Lean Construction Institute в области гостиничного строительства (в плане его применимости для России). Исследование проводилось группой экспертов, работавших каждый самостоятельно над различными разделами. Работа содержит экономический анализ, сделанный группой экспертов в области гостиничного инвестирования, и наглядно показывает экономический эффект ускорения. Работа также дала возможность сопоставить и проанализировать различные модели – архитектурные, финансовые – реализации проектов, в частности, традиционный проектный менеджмент.
Рис. 1. Конференция «Ускорение стройки: территория сотрудничества» (май 2011 года)
Сравнивая нашу модель с различными моделями менеджмента в области строительства, группа экспертов на безальтернативной основе рекомендует всем участникам городской программы развития гостиничного хозяйства использование данной модели. Итоговый документ объёмом сто сорок страниц был издан ограниченным тиражом сто экземпляров и распространён среди архитекторов Москвы.
Приведённая ниже история про дорожное строительство была подготовлена для обсуждения группой экспертов на специальном круглом столе. Модель ускорения опять была рекомендована всем участникам городского гостиничного хозяйства на безальтернативной основе.
Начиная с 2010 года мы стали целенаправленно собирать и анализировать лучший отечественный опыт применения модели ускорения проектирования и строительства, опираясь на собственный консалтинговый опыт. Проходило это в формате немногочисленных, но очень живых конференций и дискуссионных клубов, организованных Институтом ускорения проектирования и строительства. Формат этих мероприятий был таков, что предполагал определённый научно-практический стиль изложения материала участниками.
Во всех историях для нас было важно сохранить прямую речь специалистов. Это наилучшим образом иллюстрирует то, как люди могут быть восприимчивы к идеям, как концептуальные положения проходят через волю отдельных людей. Это одновременно доказывает, насколько актуально и для этих людей, и для компаний, в которых они работают, повышать свою жизнеспособность; это доказывает практичность и действенность такой стратегии.
Строительный сектор «Базового элемента» представляет собой полный холдинг, осуществляющий полный комплекс работ: от инвестирования и проектирования до ввода в строй и эксплуатацию объектов. Впервые в 2003 году инструменты производственной системы начали использоваться в машиностроении; далее их внедрение осуществлялось в энергетике, авиации, агробизнесе; и вот в 2008 году мы впервые дошли и до строительного сектора, охватив вначале жилищное строительство и производство стройматериалов, а далее и инфраструктурное строительство, проектирование и эксплуатацию.
Мы первые из крупных компаний использовали подходы производственной системы и адаптировали их к строительству, добившись при этом значительных результатов.
Следующая история является логическим продолжением предыдущей, но относится не к 2011, а к 2010 году. В ней идёт рассказ об одном из проектов, о котором шла речь выше. И рассказ ведётся от лица другого уровня руководства, что дополняет взгляд людей курирующих проект взглядом изнутри. Характерно и то, что обобщения предыдущего рассказчика сделаны позже. Тем не менее историй, подобных той, что описана ниже, десятки. Примечательна же она не только тем, как быстро удалось достичь масштабных изменений, но и тем, что сквозь неё видно, насколько недостаточными являются рамки проекта реализованного, насколько сильно сказывались ограничения, наложенные проектированием.
Наконец, последняя история относится к деятельности органов государственной власти и в этом роде является знаковой. Разговоры о необходимости ускорить существующие процедуры выдачи различных разрешений в строительстве ведутся давно. Идея ускорить выдачу разрешений за счёт предварительной комплексной подготовки документации по земельным участкам определённого функционального назначения тоже не нова. Ещё в 2008 году, когда шла работа над исследованием по гостиничному хозяйству Москвы, одним из средств привлечения инвесторов к строительству и реконструкции гостиниц 3*, наиболее социально значимых и наименее привлекательных с инвестиционной точки зрения, было предложение для инвестора заранее согласованного пакета документов, что сокращает сроки получения разрешений. В том или ином виде такие программы применяются и работают. Однако это не влияет на ситуацию с выдачей разрешений в целом, поскольку интересы общества, органов власти и инвесторов расходятся. С этой точки зрения данный пример хотя и прост, но весьма показателен.
Но наиболее значительным успехом по сей день остаётся проект, реализованный в конце советской эпохи. Хотя этот проект нельзя считать проектом ни ускорения проектирования, ни лин-менеджмента, но детальное изучение этой истории успеха позволяет с полным правом говорить о том, что в основе успеха заложены абсолютно те же самые принципы, что и в ускорении проектирования, и в лин-менеджменте, и в органической архитектуре.
Соединяя воедино все эти отдельные истории, мы тем самым показываем, что есть определённый отечественный путь развития. В нём нет архитектуры как таковой. Но есть часть, которая относится к проектированию. Есть часть, которая относится к градостроительству. Есть часть, которая относится к строительству. Здесь нет такой гладкой истории, где одни люди учатся у других и создают произведения, развивая идеи своих учителей. Но есть сообщество обучающихся друг у друга «тренеров по бизнес-фитнесу» вокруг Института ускорения.