Каждая страна, которая стремилась к созданию мощной империи или к постоянной славе, гордилась каким-то одним своеобразным качеством, на котором, по ее собственному мнению, основывались ее силы или ее слава. Именно в этом духе Тир славился коммерцией и торговлей, Афины – литературными и философскими гениями, Рим – непревзойденным талантом к управлению и законодательству. Так же и в наше время, основные европейские народы с особой любовью лелеют какую-то одну свою особенность.
Австрия отличалась в тонкости дипломатии, Франция – в храбрости и мастерстве ее армий, а Великобритания гордится славным военно-морским флотом, который на протяжении веков был выдающимся, и который постепенно установил ее морское превосходство на такой надежной основе, что даже ее самые ревнивые соперники признают это, бесспорно, хотя и неохотно, уступая ей титул Владычицы Морей.
Цель авторов – кратко отобразить великие дела, с помощью которых их страна достигла этой признанной силы и славы, и описать храбрых и преданных людей, которые их совершили; чтобы воспоминания об их добродетели и созерцание их бессмертной славы смогли побудить будущие поколения подражать этим людям, стремиться соперничать с их деяниями и своей преданностью сохранять и приумножать славу Британии, которую герои прошлых веков добыли ей своей кровью.
Глава I. Вторжения Юлия Цезаря
Подавив Галлию, или, как это казалось ему в то время, Юлий Цезарь начал экспедицию в Британию. Это было в конце завоевательного похода в северных землях, и вряд ли полководец был склонен к завоеванию, скорее, к военной разведке. Он наверняка надеялся повысить свой престиж в Риме, и, возможно, хотел бы отложить возвращение в столицу, где его враги могли навредить ему. Вероятно, он был соблазнен некоторыми британскими вождями, надеющимися использовать римлян в качестве союзников против конкурирующих племен. Какими бы ни были намерения Цезаря, он был побежден британской погодой.
В 55 году до нашей эры галльский вождь по имени Коммиус был послан через пролив, чтобы заручиться поддержкой римлян в междоусобной войне британских племен. Один из римских центурионов, по совету вождя, на быстроходном корабле произвел разведку побережья. Цезарь собрал восемьдесят кораблей в районе современной Булони для перевозки двух легионов, 7-го и 10-го, а также нерегулярных войск. В общей сложности, предстояло переправить около 12 000 человек. Кавалерия и их лошади должны были плыть отдельно от Амблетезы, находящейся в нескольких милях к северу.
Пришлось ждать попутного ветра, и рано утром 26 августа римские корабли покинули континентальный берег, а около 9 часов утра они увидели белые скалы Дувра. Возвышенный берег кишел грозными британскими воинами, всадниками и колесницами. Совершенно очевидно, что высаживаться здесь было нельзя, кроме того, Цезарь долго ждал прибытия кавалерии, которая задержалась в Амблетезе из-за прилива и ветра. Во второй половине дня римский флот отплыл на северо-восток без кавалерии, чтобы пройти южный мыс и увидеть длинный участок плоского берега на севере. Бритты двигались по берегу, не отставая.
Римские корабли подошли и бросили якоря у берега, вероятно, около того места, где сейчас находится замок Уолмер. Легионеры столкнулись с тем, что им предстояло высаживаться на берег, обремененными оружием и снаряжением, в то время, как бритты бросали в них дротики и производили ложные кавалерийские атаки, скача взад и вперед по пляжу. Это не было приятной перспективой, и воины замешкались, пока один из них, носивший «орла» десятого легиона не прыгнул в воду и не крикнул своим товарищам следовать за ним и защищать этот символ. Легионеры подчинились и бросились по воде на берег. После отдельных разрозненных столкновений с врагами, римлянам удалось построиться в боевой порядок, атаковать бриттов и обратить их в бегство. Без кавалерии не удалось организовать преследование, и легионеры разбили лагерь.
Бритты послали парламентеров к Цезарю, чтобы просить мира, а также мириться с Коммиусом. Цезарь взял у них заложников, и через 30 дней, наконец, появились транспорты с кавалерией, но они были рассеяны внезапным жестоким штормом и возвращены в Галлию. Буря совпала с исключительным приливом, и многие из кораблей Цезаря были сорваны с якорей и потерпели крушение, будучи выброшенными на берег.
Британцы приняли это к сведению и снова начали собирать свои силы. Римляне начали ремонтировать корабли, но теперь им не хватало еды. Отдельные партии рискнули проникнуть в сельскую местность, чтобы собрать урожай и изъять провизию в деревнях, однако, воины 7-го легиона попали в засаду британцев, использующих колесницы и кавалерию. К счастью для римлян, атака подняла такое облако пыли, что Цезарь увидел его из лагеря и поспешил с подкреплением. После нескольких дней непрекращающегося дождя Цезарь сумел привести англичан к решающему сражению, чего всегда хотели римские командиры, воюя против варваров и сравнительно недисциплинированного врага. Британцы потерпели поражение с большими потерями, но римляне снова не смогли эффективно преследовать. Цезарь не видел целесообразности продолжать боевые действия. Он посадил своих людей на корабли и отплыл обратно в Галлию.
В следующем, 54-м году, Цезарь уже с пятью легионами пехоты и 2000 всадников высадился в том же месте, что и в прошлый раз. Общая численность римского войска превышала 20 000 человек. Количество военных кораблей и транспортных судов, по описаниям Цезаря, превышало 800 единиц. Бритты собрали значительную армию, но увидев многочисленные суда римлян, отступили. Цезарь дошел до Темзы в том месте, где сейчас расположен Лондон, но затем возвратился, не оставив гарнизонов на завоеванных территориях. После заключения мирного договора с местным британским королем он снова вернулся в Галлию. Прошло еще почти сто лет, прежде чем римляне фактически завоевали Британию в 43 году нашей эры.
Условия мирных договоров, наложенные на племена юго-востока Британии, установили правителей племен как «королей-клиентов», которые имели власть и престиж только когда поддерживали союзнические отношения с Римом, как говорят исследователи.