Наше время. Берег реки
– Привет, Странник. Не виделись целый год, есть что обсудить, – поздоровался с крепким рукопожатием руководитель АО «Заслон» Нескучный со старым приятелем профессором Странником.
Друзья встретились на своем старом месте – на речке, как обычно с удочками – своего рода повод для пересечения неслабо занятых по жизни людей, относящихся к категории хозяйственных руководителей.
– Привет, коллега.
– Воды много утекло. Видел твое произведение в конкурсе на Литресе «Проект особого значения», и Шорт-листе, и в Лонг-листе авторов. История твоего невероятного открытия не осталась без внимания. Впечатляет, что реальные пути победы над раком в мировой науке принадлежат российским ученым, и с одним из них я лично знаком.
– Слушай, давай без пафоса. Все это уже мхом поросло, а мы движемся дальше.
– Можно и так. Только я чувствую, что у тебя есть что-то свеженькое и не менее интересное.
– Да есть. Мы продолжаем работу в области долголетия без болезней и уже есть, что сказать нашему Человечеству.
– Я в интернете читал заключение специалистов, что будто бы наше поколение последнее, не имеющее права выбора – умирать со временем, то есть от старости, или нет. В недалеком будущем человек получит возможность жить вечно. За этой фантастикой что-то реальное стоит или выдают желаемое за действительное?
– Вопрос далеко нериторический и неоднозначный. Да, серьезные люди уже уделяют этому немалое время и выделяют немалые многомиллиардные средства, например Проект Altos Labs1. Один японец по этому вопросу очень интересно высказался, что мы являемся заключенными в клетке времени, ожидая вынесения приговора – конца своей жизни. Но это не обязательный результат нашего бытия, а загадка Творца, которую Человечеству еще предстоит разрешить. В природе самого человека заложена возможность жить вечно.
– А вот об этом можно поподробнее. Вообще – что такое старость?
– Что такое старость? Это болезнь.
– Тогда, что такое болезнь?
– Это последствие неразумного (неоптимального) поведения человека, приводящее к негативным и разрушительным процессам в его организме.
– Если это так, то обязательно существуют некие оптимальные действия человека, при которых он, как минимум – не болеет, как максимум – может жить вечно?
– По поводу вопроса – не болеть – это уже очень даже своевременно и понимаемо для людей, уважающих себя. Если по поводу противодействия старости, то это вопрос – насколько это все близко к реальности или к фантастике? Многие фантастические в прошлом события сейчас даже не удивляют нас.
– Может ли это распространяться на бесконечное долголетие?
– А почему бы нет? Нужно просто гипотезу перевести в разряд аксиомы, предварительно превратив ее в задачу. Первопричина старости – нарушение регенерационного баланса. Унаследовав в процессе эволюции, ежедневно и в течение всей жизни человек использует возможность “само возрождаться”, т.е. обновляться на клеточном уровне. Апоптоз – это постоянный процесс умирания старых клеток и замена их на новые клетки так, что через год старых клеток в организме почти не остается.
– Но бесконечен ли этот процесс регенерации?
– Современная наука говорит, что нет. Ограничением является цикл Хейфлика – процесс регенерации, деления клетки и появления новой, сопряжен с укорачиванием длины теломер – хромосомных “колпачков”, защищающих программу клеточного цикла, записанной в ДНК. При критическом укорачивании длины теломер программы жизни клеток начинают сбиваться – возникают болезни и наступает старость.
– Это приговор?
– Нет. Как показывают результаты научно-исследовательских работ, длину теломер можно удлинять, например употреблением грецких орехов, и это подтверждают серьезные работы. Животные модели исследований дают обнадеживающие результаты, но часто желание получить бессмертную клетку кончается злокачественными процессами, то есть небольшое и медленное удлинение теломер замедляет старость, а резкое ведет к раку. И это логично, раковая клетка – это и есть бессмертная клетка.
– Неужто?
– Самые долгоживущие клетки – это раковые клетки – HeLa – линия «бессмертных» клеток, используемая во множестве научных исследований в области биологии и фармакологии. Линия была получена 8 февраля 1951 года из раковой опухоли шейки матки пациентки по имени Генриетта Лакс (англ. Henrietta Lacks), умершей от этого заболевания 4 октября того же года.
– Выходит, что человека уже давно нет в живых, а ее клетки живут и размножаются?
– Да, так. Но погоня за бессмертием чревата возможной встречей с такой проблемой, как рак. Корни проблем долголетия напрямую пересекаются с онкологическими проблемами. Глубокое понимание раковых процессов, их природа на клеточном уровне “проливает свет” на возможность достичь бессмертия. Победив рак, который возможен у каждого человека, можно приблизится к здоровому долголетию.
– На сколько я знаю, с раком вы уже разобрались основательно. Следует сделать заключение, что и вопросы долголетия для вас уже как открытая книга.
– Скорее, как замочная скважина. Кое-что уже видно, но полная картина пока за гранью видимого.
– Я думаю, что ты прибедняешься, профессор. Колись, дружище.
– Да, мы добился неплохих результатов в противораковой иммунной коррекции, что подтверждает многолетняя прецедентная практика выведения онкологических больных на уровень устойчивой ремиссии. Новое понимание естественной защиты организма от рака и систем содействия этим процессам позволили решать не только противораковые задачи, но и выйти на управляемые режимы регенерации клеток крови и клеток тканей организма. А это уже медицинское научное открытие «Controlled Eosinophilic Syndrome Against Cancer. Scientific Discovery and Practical Aspects of Immunotherapy», которое было зарегистрировано 21 июля 2015г в Отделе авторских прав США.
– Я в курсе этого. Но помимо старческих раковых неизбежных процессов еще много чего есть, что влияет на возрастные проблемы. Что нового предлагает современная наука? Мне знакома теломерная теория старения и знаю, что длину теломер можно увеличивать, а значит и бороться со старостью, – показал свою осведомленность в инновационных технологиях Нескучный.