Эгейская художественная культура. В III–II тыс. до н. э. на окраине древневосточной цивилизации, на стыке трех материков – Азии, Африки и Европы зарождается эгейская культура. Ее очаг – побережье Средиземного моря, его острова и полуострова.
Эгейская культура была открыта лишь в начале XX в. английским археологом А. Эвансом на острове Крит. Ученый первым предположил, что существует генетическая связь культуры Древнего Востока с эгейской культурой.
До нас дошло не много памятников критской культуры, главным образом, дворцы знати, которые соперничали между собой богатством и роскошью.
Архитектура. Раскопки, сделанные в главном городе Крита Кноссе, показали, что построенные дворцы – свидетельства довольно развитой архитектурной культуры. Но можно ли назвать эту культуру художественной в точном смысле этого слова? Вероятно, еще нет. Художественная культура – это сознательно созданная человеком система духовных и материальных ценностей, отвечающая определенным критериям, причем в этой культурной системе человек осознает себя творческой личностью, способной культивировать индивидуальные творческие задатки. Но лишена ли эта культура художественных черт – выразительности, уникальности, неповторимости? Несомненно, да.
Эгейская художественная культура – это особое ее состояние, когда человек органично чувствовал себя в Универсуме, в природе. Благодаря «непосредственному созерцанию» он, по определению А. Ф. Лосева, интуитивно угадывал фундаментальные основы Универсума: гармонию, целостность, ритм – эстетические по своей сути. Человек неосознанно проявлял эти фундаментальные основы в своем образе жизни, мирочувствовании, в жизнедеятельности. А сама деятельность носила синкретический характер; она отличалась органическим единством, нерасчлененностью и не проявлялась в профессиональном плане. Поэтому результаты деятельности древних греков проявлялись как эстетико-художественные ценности, а последующие поколения относили эти результаты к художественной культуре, искусству, хотя сами древние греки лишь создавали необходимые условия для жизни и выживания, организовывали свой повседневный быт.
Так, Кносский дворец мы воспринимаем как произведение искусства, для них же этот дворец был явлением повседневного быта. Он органично вписан в ландшафт. Древние зодчие точно учитывали природные условия: форму ландшафта, течение вод и движение воздушных потоков; они удивительным образом выбирали наиболее благоприятные места для построек, материал, форму сооружений.
Дворец расположен на невысоком холме. Центр комплекса – прямоугольный двор, а вокруг него свободно группируются различные помещения. Стены парадных залов расписаны фресками, создающими праздничное настроение продуманной гаммой красок, сюжетами праздников, торжественных обрядов, сценами из обыденной жизни. Примечательно, что таинство поклонения богам проходило на природе, в священных рощах и пещерах.
В XV–XVI вв. до н. э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Греки-ахейцы строят свои города-крепости на высоких холмах. Такой город получает название «акрополь» – верхний город, там располагается царская резиденция. Город укрепляется мощными стенами и выполняет роль крепости.
Известный по раскопкам Микенский дворец более упорядочен в планировке, чем свободно-хаотичный Кносский дворец, который, возможно, был прообразом мифологического лабиринта с быком Минотавром. Микенский дворец – прообраз и греческого храма, и греческого жилища. В центре его располагается очаг как символ человеческого уюта. Четыре колонны вокруг очага поддерживают навес с отверстием для дыма. Зал служил для торжественных собраний и пиров. На фресках дворца изображены сцены охоты и битв, что отвечает воинственному духу ахейцев. Композиция фресок статична, в них четко выражено стремление к симметрии.
На примере крито-микенской культуры можно увидеть, как человек осваивает мир, делает первые самостоятельные шаги по наведению порядка, вносит свое понимание в устройство мира. На этом этапе он еще очень тесно связан с природой.
Архаика. В античной скульптуре периода архаики уже растет интерес к человеку. В VII в. до н. э. еще распространены зооморфные статуи богов. Примечательна каменная статуя Геры с острова Самос: ваятель как бы помогает ей освободиться от стихий природы, выйти из камня. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, но и юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий. Следующим шагом к свободе и раскрепощенности были групповые скульптурные сцены на фронтонах храма Афины Афайи на острове Эгина. А статуя возницы из Дельф уже полностью порывает с архаической скованностью, его движения естественны и благородны.