Сергей Сполох - История одной казачьей станицы

История одной казачьей станицы
Название: История одной казачьей станицы
Автор:
Жанр: Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "История одной казачьей станицы"

В книге достаточно подробно освещена история всего одного казачьего селения – станицы Гундоровской Донецкого округа Области войска Донского. Хронологические рамки этого документального повествования охватывают события с конца семнадцатого века и по середину двадцатого столетия. На примере всего лишь одной казачьей станицы раскрываются основы боевой службы донского казачества, участие его в войнах и боевых походах, показываются традиции и обычаи донских казаков во многих сферах жизни и деятельности.Автор рассказывает и о событиях, связанных с так называемым «расказачиванием», описывает период коллективизации и Великой Отечественной войны, прослеживает этапы превращения казачьей станицы в рабочий посёлок горняков. Книга будет интересна широкому кругу читателей, стремящихся познать малоизвестные страницы истории донского казачества.

Бесплатно читать онлайн История одной казачьей станицы


Часть 1

Глава 1. Течёт истории река…

1.1. Урок истории среди древних курганов

Историю можно изучать по-разному. Можно обложиться книгами выдающихся российских историков и, перелистывая увесистые книжные тома, страницу за страницей, познать с древнейших времён и до сегодняшних дней разное по наполненности, прошлое нашей страны. Только это будет история общая… История всей, богатой на радостные и тревожные, добрые и жестокие события, страны, в которой мы живём. Но всегда найдутся неутомимые любопытные, которых интересуют одни и те же вопросы: а как именно в моём краю жили люди, с какого времени, каков был их образ жизни, что они оставили после себя, как это отразилось на ныне живущих поколениях. И все ответы на эти многочисленные и нескончаемые вопросы в обобщённом виде и называются краеведением, то есть наукой, изучающей историю именно своего, любимого человеком, края, места на карте страны, где родился, крестился и проживает свою жизнь человек. И тогда к нему приходит осознание того, что он не песчинка на дороге, а индивидуальность, в которой, как в зеркале, отражается прошлое своего народа. И тогда можно поверить, что и его след на тропе жизни будет ярким и заметным для будущих поколений.

До 1917 года краеведение называли «Родиноведением», его преподавали во всех местных учебных заведениях. Краеведение тесно связано со многими науками и учебными дисциплинами: историей (как важная часть), биологией, почвоведением, лингвистикой, топонимикой. Одним из разделов этого предмета была местная география. И вот ученики школ, расположенных в селениях по берегам Северского Донца, как правило, весной, когда наш замечательный донецкий край, наполненный душистым и сладким ветром чабреца и акации, особенно прекрасен, выходили на прогулки с пикниками в бесконечную, залитую радостным солнцем степь. Останавливались на курганах и холмах и, любуясь окружающим ландшафтом, слушали рассказы своих учителей о том, когда образовался и почему так назван их город, станица или хутор, чем знамениты их жители, чем они занимались и что памятного после себя оставили.

Давайте присоединимся к группе учеников гундоровской школы, вышедших на экскурсию в майский день 1913 года. Этот памятный в истории год был годом трехсотлетия царствовавшего тогда дома Романовых, и в Российской империи, как никогда раньше, обострился интерес к истории страны и каждого края, в котором жили россияне. На Дону по всем станицам были разосланы циркулярные письма с предложениями заняться поиском исторических древностей и привлечь к этому все слои казачьего населения, в первую очередь интеллигенцию, а также учеников местных школ и гимназистов.

Школьные учителя отправлялись в походы на возвышенное место в юрте станицы и показывали ученикам границы, или, как в древности говорили казаки, грани юрта. Для станицы Гундоровской они были расположены так… На востоке, куда устремлялся серебристой лентой неспешный Северский Донец, грань юрта станицы проходила по линии от реки и вдоль изгиба берега озера Калач и заканчивалась у высокого кургана на горе, которую издревле местные жители называли Свистухой. Южная грань юрта скрывалась за достаточно высоким каменным гребнем и проходила в районе Провальского войскового конного завода около хутора Аникин.

На западе, там, где заходило уставшее за день южное солнце, грань юрта была обозначена у истоков реки Большая Каменка. Ну, а на севере, откуда часто дул холодный и пронизывающий ветер, называемый казаками по привычке «московским», находилась северная грань юрта. Она как бы пробиралась через лиственный, но достаточно глухой и плохо проходимый южный лес по незримой линии между хуторами Уляшкин и Грачики.

Учителя, дав своим воспитанникам вдоволь полюбоваться удивительным по красоте весенне-изумрудным степным пейзажем и открывающейся лесной панорамой, неторопливо переходили к теме урока и рассказывали о том, с каких времен в донецком крае живут люди.

Начинали с каменного века, с предположений, что древние люди жили в потаённых местах, таких, чтобы до них дикое зверьё не добралось, и проще было укрыться от непогоды; чтобы можно было найти воду для питья и дрова для своих негаснущих костров. К таким местам можно смело отнести отроги Донецкого кряжа, вплотную примыкающие к реке Северский Донец. Старожилы рассказывали, а им в свою очередь поведали потомки первых поселенцев-казаков на Северском Донце, что на правом высоком, гористом берегу реки было много чернеющих пустыми глазницами пещер с явными признаками древних поселений и жилищ. Эти нехитрые укрытия-пещеры разрушены вечно бегущим вперёд временем и самой неукротимой природой, а также и первыми «насельниками» – первыми поселенцами, добывавшими камень для своих нехитрых жилищ.

А что мы увидели, если бы зашли в это убогое древнее жильё? Конечно, это гигантское костровище, с постоянно горевшим, согревающим обитателей пещеры костром, да кучу костей, от убитых и затем съеденных животных рядом с пещерой. Вот, пожалуй, и всё. Покопавшись вокруг пещеры, может быть, нашли сломанные первые орудия охоты и примитивного труда древнего человека. Это кремневые скребки, каменные молотки и топоры, остроконечники, рубила, ножи-пластины, костяные иглы и гарпуны, жернова из камня песчаника для перетирания злаков.

На кого могли охотиться древние люди в этих краях? Тогда здесь в изобилии обитали мамонты, бизоны, дикие лошади, ослы, гигантские олени и даже знакомые нам и по сей день, козы и овцы. Древние люди сообща загоняли зверьё к высоким кручам над рекой и близлежащими балками. А как только, прижатый к круче зверь, обрывался вниз, добивали его всеми своими охотничьими орудиями: стрелами, копьями и даже ножами. Не обходилось и без камней. Уж чего-чего, а камней, какого угодно размера в этих местах всегда хватало.

Совсем рядом с юртом станицы Гундоровской в Рыгиной балке станицы Каменской археологами была найдена стоянка древних людей. Исследователь донецкого края Иван Тимощенков в 1901 году провёл там раскопки и описал найденные «древности» в своей работе, представленной в 1902 году на XII археологическом съезде в Харькове.

Считается, что курганы, которые мы с вами можем видеть в юрте станицы Гундоровской, были оставлены племенами, которые пришли в донские степи гораздо позже древних людей и было это уже после каменного века.

Мирно спящие древние курганы всегда приманивали к себе людей то петляющими, то пропадающими в балках тропами, околдовывали своей мрачной загадочностью. А то, что таинственно, до конца не познано и пугает людские души, конечно же, всегда обрастает самыми загадочными и мрачными легендами.


С этой книгой читают
Сергей Александрович Сполох родился на Дону, в станице Гундоровской. По образованию и жизненному призванию историк. Художественное произведение – исторические хроники «Казак на чужбине» посвящено событиям начала двадцатого века, среди которых особое место занимают Гражданская война на Дону и последовавшая за ней эмиграция донских казаков сначала в Турцию, затем на остров Лемнос в Греции и потом в Болгарию и другие европейские страны. В книге нашл
В чём причины нелюбви к Россиии западноевропейского этносообщества, включающего его продукты в Северной Америке, Австралии и пр? Причём неприятие это отнюдь не началось с СССР – но имеет тысячелетние корни. И дело конечно не в одном, обычном для любого этноса, национализме – к народам, например, Финляндии, Венгрии или прибалтийских государств отношение куда как более терпимое. Может быть дело в несносном (для иных) менталитете российских ( в осно
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Подчинив себе Великую степь, Чингисхан сокрушил китайскую империю и обратил свой взор на Запад, на страны Заходящего солнца, возжелал он расширить границы своей державы, достичь берегов Последнего моря, распространить власть монголов на весь мир. Под сокрушительными ударами монголов пал могучий Хорезм, потерпело поражение русское войско на реке Калка… Орда подступила к Великой Булгарии… Продолжение романов «Хождение в Великие Булгары», «На руинах
Повесть является призёром литературного конкурса «О таможне с любовью», посвящённого 25-летию образования Федеральной таможенной службы.
Обычный день. История на экране, и сразу примерка чужой жизни на себя. Сон, заботливо предоставленный подсознанием. Сеть, где за несколько часов посторонний стал ближе, чем лучший друг. Постоянная жвачка в голове со вкусом прошлого и попытками просчитать будущее. Ты давно перестал отличать зазеркалье от реальности. И однажды выдуманный мир, который уже набрал силу, напомнит свои правила и навяжет следующее развлечение. Ты уже не хочешь играться,
Данный сборник – собранные вместе обрывки сказок. Возможно, они никогда не будут завершены. Эти истории не имеют начала и конца. Они просто существуют, пока вы их читаете, и для каждого предстают в уникальном, ведомом лишь читающему обличье. Лично для меня данный сборник – это шаг вперёд, шаг за черту, которая долго держала меня в рамках, выдуманных мной самим. Если этот сборник подарит кому-то, у кого он оказался в руках, приятные эмоции и впеча
Алекс – неуверенный в себе и ни на что не годный. Он всегда хотел стать писателем, но вдохновение его посещает редко, так что несколько рассказов – все, чем он может похвастаться. Ему приходится писать тексты на заказ, чтобы хоть как-то заработать, а мечта стать писателем так и остается несбыточной. Все меняется, когда его приглашают поучаствовать в исследовании в лаборатории сновидений, предлагая заманчивую возможность открыть доступ к ноосфере
"Всё так сложно. Люцифер, главный из всех демонов, первый Божий отступник, а какое прикупил имение!.. Какое? Белое, большое. Роскошь, похоть, всё грех. Но ведь почему сложно? А потому, что Люцифер, будучи даже демоном, является падшим ангелом. И пусть в аду, пусть в дорогих одеяниях, пусть преданный похоти, но он всё же остаётся ангелом. Господи, он ангел!.. Слышишь, ангел!.."(Из разговора священника с блаженным.)