Наум Синдаловский - История Петербурга в преданиях и легендах

История Петербурга в преданиях и легендах
Название: История Петербурга в преданиях и легендах
Автор:
Жанры: Культурология | История России
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2016
О чем книга "История Петербурга в преданиях и легендах"

Перед вами история Санкт-Петербурга в том виде, как её отразил городской фольклор. История в каком-то смысле «параллельная» официальной. Конечно же в ней по-другому расставлены акценты. Иногда на первый план выдвинуты события не столь уж важные для судьбы города, но ярко запечатлевшиеся в сознании и памяти его жителей…

Изложенные в книге легенды, предания и исторические анекдоты – неотъемлемая часть истории города на Неве. Истории собраны не только действительные, но и вымышленные. Более того, иногда из-за прихотливости повествования трудно даже понять, где проходит граница между исторической реальностью, легендой и авторской версией событий.

Количество легенд и преданий, сохранённых в памяти петербуржцев, уже сегодня поражает воображение. Кажется, нет такого факта в истории города, который не нашёл бы отражения в фольклоре. А если учесть, что плотность событий, приходящихся на каждую календарную дату, в Петербурге продолжает оставаться невероятно высокой, то можно с уверенностью сказать, что параллельная история, которую пишет петербургский городской фольклор, будет продолжаться столь долго, сколь долго стоять на земле граду Петрову. Нам остаётся только внимательно вслушиваться в его голос, пристально всматриваться в его тексты и сосредоточенно вчитываться в его оценки и комментарии.

Бесплатно читать онлайн История Петербурга в преданиях и легендах


От автора


ВПЕРВЫЕ КНИГА ПОД НАЗВАНИЕМ «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах» вышла в свет в 1997 году. Однако за пять лет после появления в печати материал, собранный автором, значительно расширился. Всё это позволило автору значительно переработать и дополнить книгу, а издательству – предложить её читателям под другим названием и в новом оформлении. Достаточно сказать, что если в первое издание было включено около 900 легенд и преданий, то в новую книгу – более 1500, а список литературных источников и фамилий носителей фольклора увеличился с 302 до 448. Второе издание, озаглавленное «Санкт-Петербург. История в преданиях и легендах» готовилось к печати в 2000 году, а на прилавках магазинов появилось в 2002 году. Книга настолько полюбились читателю, что в книжных магазинах давно уже не найти ни первого её издания, ни второго.

Между тем и минувшие со времени выхода второго издания более десяти лет не прошли для автора даром. Поиски продолжались, картотека постоянно пополнялась новыми интересными находками и малоизвестными материалами, без которых легендарная история Петербурга может показаться недостаточно полной. За прошедшие годы собрание увеличилось на 1000 с лишним единиц, то есть сегодня в распоряжении автора более 2500 легенд и преданий. Значительно расширился список письменных и устных источников фольклора, а количество персонажей петербургской истории составило уже около 1300 человек. В этих условиях автор счёл возможным предложить читателю новую, заметно дополненную и незначительно исправленную версию книги, объём которой увеличился почти вдвое. У неё несколько изменилось и название. Неизменным осталось только ключевое слово «История» в сочетании с именем нашего города. Фактически это варианты одного и того же названия. Однако для автора даже незначительное изменение названия имеет принципиальное значение. По его твёрдому убеждению, такой нехитрый прием поможет читателю правильно сориентироваться в выборе книги: предлагаемое третье издание является наиболее полным по сравнению с предыдущими.

От книги, название которой начинается словом «история», читатель вправе ожидать известной систематичности изложения и достоверности фактов. И, скорее всего, он удивится, не найдя в ней всего этого в полной мере. Что же представляет собой данная книга?

Это действительно история Санкт-Петербурга, но в том виде, как её отразили легенды и предания. История, в каком-то смысле «параллельная» официальной. Конечно же, в ней по-другому расставлены акценты. Иногда на первый план выдвинуты события, не столь уж важные для исторических судеб города, но ярко запечатлевшиеся в сознании и памяти его жителей. В то же время в книгу не попали некоторые факты, сыгравшие значительную роль в жизни Петербурга, но по тем или иным причинам «проигнорированные» городским фольклором.

Изложенные в этой книге легенды, предания и исторические анекдоты – неотъемлемая часть истории нашего города. Кстати, у словосочетания «исторический анекдот» есть ещё одно значение, современному читателю уже, быть может, незнакомое. Это короткий рассказ о каком-либо историческом лице или событии. Вспомним пушкинское: «Но дней минувших анекдоты,/ От Ромула до наших дней, / Хранил он в памяти своей». Ведь издавна существовала традиция преподносить историю в виде занимательных и легко запоминающихся рассказов. Другое дело, что в этой книге собраны истории не только действительные, но и вымышленные. Более того, иногда из-за прихотливости повествования трудно даже понять, где проходит граница между исторической реальностью, легендой и авторской версией событий. Кому-то такой сплав может показаться сомнительным. Между тем подобный подход расширяет наше представление об истории города, заставляет взглянуть на неё по-новому. Повторимся, читателю предлагается «другая» история или, точнее, та же самая, но интерпретированная иначе, чем это представлено в официальных документах.

И ещё одно обстоятельство, о котором хочется сказать особо, несмотря на то, что автор уже неоднократно высказывался на эту тему в печати и при многочисленных личных встречах с читателями. Героями этой книги, особенно последних её глав, являются политические, общественные или культурные деятели, как ныне, слава Богу, живущие и здравствующие, так и ушедшие от нас столь недавно, что память о них оберегается их ближайшими родственниками подчас до того ревностно, что всякое прикосновение к их именам может быть воспринято как оскорбление, кощунство или обида. И это понятно. Но в данном случае мы имеем дело с фольклором, а фольклор отличается двумя важными особенностями. Во-первых, он избирателен и поэтому своим вниманием удостаивает далеко не всякого. Героями фольклора становятся люди яркие, цельные и выразительные. Внимание фольклора дорогого стоит, и если о ком-то в фольклоре сохранилась легенда, частушка или анекдот, этим можно только гордиться. И, во-вторых, что, может быть, особенно важно – фольклор существует независимо от того, хотим мы этого или нет.

Количество легенд и преданий, сохранённых в памяти петербуржцев, уже сегодня поражает воображение. Кажется, нет такого факта в истории нашего города, который не нашел бы отражения в фольклоре. А если учесть, что плотность исторических событий, приходящихся на каждую календарную дату, в Петербурге продолжает оставаться невероятно высокой, то можно с уверенностью сказать, что параллельная история, которую пишет петербургский городской фольклор, будет продолжаться столь долго, сколь долго стоять на земле граду Петрову. Нам остается только внимательно вслушиваться в его голос, пристально всматриваться в его тексты и сосредоточенно вчитываться в его оценки и комментарии.

Наум Синдаловский

Петровскии Петербург 1703-1725

До Петербурга

27 ФЕВРАЛЯ 1617 ГОДА В ДЕРЕВНЕ Столбово под Тихвином, в специально по этому случаю возведённом здании, так называемом «Даниловом острожке», был подписан долгожданный и так необходимый тогдашней России мирный договор со Швецией. Это был, по сути дела, первый значительный внешнеполитический акт Михаила Фёдоровича – первого русского царя из дома Романовых, избранного на московский престол в 1613 году На переговоры со шведами московские послы прибыли со списком, специально снятым с Тихвинской иконы Богоматери.

В истории России есть две православные святыни, сыгравшие значительную роль в судьбах страны в её наиболее драматические периоды. Одна из них – Казанская икона Богоматери, о которой мы будем говорить в своё время, вторая – Тихвинская икона Божией Матери. По преданию, эта икона написана святым евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена в Константинополь, в построенный для неё Влахернский храм. За несколько лет до захвата Константинополя турками икона исчезла и, «окруженная небесным сиянием», явилась в России близ города Тихвина. На месте её явления по приказу Ивана Грозного был устроен мужской монастырь во имя Успения Божией Матери. Чудеса, творимые иконой, начались сразу. Так, местные жители начали строить первоначальную церковь на правом берегу реки Тихвинки, но однажды утром увидели, что все строительные материалы каким-то невероятным образом оказались перенесёнными на левый берег. Жители сочли это знамением и возвели храм на правом берегу. Затем одному из строителей явилась Богородица и сказала, что на храм следует поставить деревянный крест, потому что «именно на деревянном кресте распяли Христа». Строителю не поверили, и попытались установить железный крест, но тот сдуло мощным порывом ветра.


С этой книгой читают
Новая книга Наума Александровича Синдаловского наверняка станет популярной энциклопедией петербургского городского фольклора, летописью его изустной истории со времён Петра до эпохи «Питерской команды» – людей, пришедших в Кремль вместе с Путиным из Петербурга.Читателю предлагается не просто «дополненное и исправленное» издание книги, давно уже заслужившей популярность. Фактически это новый словарь, искусно «наращенный» на материал справочника де
В новой книге Наума Синдаловского рассказано более чем о восьмидесяти садах и садиках, парках и скверах, бульварах и аллеях Северной столицы и ее пригородов. На самом деле их гораздо больше, но мы были вынуждены ограничиться заявленной темой и рассказали только о тех из них, которых не обошел своим вниманием петербургский городской фольклор. Вас ждут увлекательные, полные тайн и загадок истории. Книга написана легко и читается на одном дыхании, в
Новая книга знатока петербургского городского фольклора Наума Синдаловского не похожа на другие труды автора. Она, помимо легенд и анекдотов, касающихся тех или иных персонажей, содержит попытку осмысления исторического процесса, истоков антисемитизма, российского и не только, места еврейской нации в жизни нашей страны.Автор сумел очень деликатно, тактично и взвешенно подойти к излагаемому материалу. Книга получилась, с одной стороны, увлекательн
Новая книга Н.А. Синдаловского посвящена 100-летнему юбилею октябрьских событий 1917 года и исследованию предшествующего им 100-летнего периода бунтов, мятежей, восстаний и революций, произошедших в Северной столице, начиная с мятежа Семёновского полка в 1820 году и заканчивая установлением власти большевиков в начале 1920-х годов. Как и в предыдущих своих книгах, автор рассматривает события, глядя на них сквозь магический кристалл городской мифо
Мистификации всегда привлекали и будут привлекать к себе интерес ученых, историков и простых обывателей. Иногда тайное становится явным, и тогда загадка или казавшееся великим открытие становится просто обманом, так, как это было, например, с «пилтдаунским человеком», считавшимся некоторое время промежуточным звеном в эволюционной цепочке, или же с многочисленными и нередко очень талантливыми литературными мистификациями. Но нередко все попытки д
Монография посвящена взаимным превращениям литературы и науки в некоторых текстах представителей петербургской ветви формальной школы, возникшей в литературоведении накануне революции. Рассматриваются проблемы методологической и философской генеалогии формалистов, конструирование биографии и дружеского профессионального круга, новаторские опыты «самосознания» критического письма у Виктора Шкловского и работа Бориса Эйхенбаума в интимных прозаичес
Книга состоит из двух частей, отражающих многолетнюю работу автора над различными аспектами философии культуры. Первая часть – «Музыка как проблемное поле человеческого бытия» – посвящена исследованию интерпретации философской концептосферы языком музыки. Автор рассматривает такие проблемы как власть и ее формы, свобода и ответственность, различные пути осуществления жизненной судьбы, кризис идентичности в переходные эпохи и другие на примере оте
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
У коллеги Агнии Тумановой в армии погиб сын Костя, и никто не собирается объяснять безутешной матери, что же произошло на самом деле. Часть, где он служил, вообще на плохом счету. За последний год там погибли минимум пятеро парней, причем тела троих из них прислали домой в закрытых гробах. Говорят, в этих местах промышляет неизвестное чудовище, нападающее на военнослужащих. Солдат после встречи с монстром находят практически выпотрошенными, зверь
Маша Любимова тяжело переживала расставание с Глебом. Только работа помогала ей отвлечься от тягостных мыслей… Она слушала свидетелей ограбления банка и думала: не могли же они сойти с ума одновременно? Но все в один голос утверждали: грабитель скрылся, пройдя сквозь стену. А его лицо на записи с камер оказалось засвеченным…Только сообщение об экстраординарном происшествии вытащило Глеба Корсака из депрессии – кто-то жестоко убил девушку, выложив
Перемены в жизни требуют смелости.Но что делать, если для перемен достаточно всего одного предложения? Такое предложение и поступает главному герою от подруги детства. Предложение о фиктивном браке. Как поступить, если ты уже давно сам смирился со званием неудачника? А тут ещё и друзья, коллеги и родной брат подливают масла в огонь. Придёт ли главный герой через испытания мук совести и решения чужих проблем к решению или оставит всё на своих мест
Я всегда ненавидел большие города, но из двух зол пришлось выбрать Нью-Йорк. Никогда по-настоящему не задумывался: а кем я хочу быть? Видел себя отдельным звеном, а не частью команды, пока в мою жизнь не ворвался он…Баскетбол…