Слово «история» с примерно одинаковым значением есть не только в русском, но и других европейских языках. Например, history — в английском, histoire — во французском, Geschichte – немецком, storia — в итальянском, dzieje — в польском и т. д.
Сложность в том, что этот термин употребляется для обозначения как реального исторического процесса, так и науки, изучающей этот процесс. Известный у нас в стране философ Ю.И. Семенов предложил «историей» называть исторический процесс, а для обозначения науки придумал термин «историология». Однако большинство ученых предпочитает пользоваться понятием «историческая наука».
В русском языке слово «история» имеет еще значение некоей ситуации, приключения или повествовательного жанра, рассказа. В этом смысле «попасть в историю» далеко не всегда означает занести свое имя на скрижали человеческой памяти.
Значение истории определяется самим феноменом времени. После великого открытия Альберта Эйнштейна стало ясно, что время относительно, ход его может ускоряться и замедляться. Правда, остановиться оно не может и призыв поэта: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» невыполнимо. Настоящее все время превращается в прошлое и, обобщая, можно сказать, что жизнь состоит из прошлого и будущего. Прошлое известно человеку гораздо лучше, чем будущее, и в этом огромное эвристическое значение истории. Каждый предмет, явление и т. д. имеют свою историю, свое прошлое, без знания которого не понять данный объект. Именно в этом смысле великие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс говорили, что знают только одну науку – историю.
Впрочем, история далеко не сразу стала наукой. Зарождение исторических знаний уходит вглубь веков, и кому тут принадлежит пальма первенства, трудно сказать. Может быть, раньше всего интерес к истории появился на Древнем Востоке. Но в европейской традиции «отцом истории» считается древнегреческий историк Геродот, несмотря на то, что в античности еще не сформировалась в полной мере идея историзма. Представление об истории как о едином, линейном процессе – результат влияния христианской идеологии. Именно в христианстве четко выделяется «начало» истории – акт божественного творения, условная «середина» – жизнь, смерть и воскрешение Иисуса Христа и «конец» света. Однако главное внимание средневековые христианские историки обращали на прочтение и истолкование библейских текстов. Наукой история стала только в Новое время, пройдя обработку в творческих лабораториях эпохи Ренессанса и Просвещения. Ясно, что объектом исторической науки является развитие человеческого общества во времени и пространстве, а предметом изучения – события, структуры общества и процессы, шедшие в нем.
Однако и сейчас дать полностью приемлемое для всех определение истории как науки трудно. Увы, это участь всех гуманитарных дисциплин! Главное противоречие, разделявшее в обозримое время специалистов, всех, кто увлечен познанием истории, старо как мир. Его можно определить в понятиях объективизма и субъективизма. В подходах, как всегда, два полюса. Первый: как существует в настоящем объективная реальность, данная нам в ощущениях, так она была и в прошлом. Задачу науки при таком подходе сформулировал немецкий историк Леопольд фон Ранке: писать историю так, «как это было на самом деле». Второй: прошлое как объективная реальность не может быть восстановлено. История, по выражению итальянского историка и философа Бенедетто Кроче, не более чем «современная мысль о прошлом».
Истина, как это часто бывает, лежит посередине, но не совсем, а ближе к позициям Л. фон Ранке. Прошлое существует, и в этом смысле настоящее проистекает из прошлого, но роль историка, его активную позицию и способности никак нельзя сбрасывать со счетов.
Само по себе соотношение объективности и субъективности не решает вопроса о движущих силах истории, как процесса существования человечества и задачах истории, как науки. Возможен ли, вообще, к истории телеологический («телео» – от греческого «цель») подход, есть ли прогресс в долгой и насыщенной событиями истории человечества? Над этими вопросами лучшие умы бьются столетиями, создавая различные теории и методологические построения. На грани истории и философии возникла целая наука – философия истории, которая занимается этими проблемами.
В средние века главным движителем истории считалась божественная воля – отсюда понятие «провиденциализм». Все в истории человечества имеет божественную предопределенность, подобно тому, как в семени заключена вся будущая жизнь растения. Эта мысль Божественного Августина – ключ ко всей средневековой философии. Великий немецкий философ Г. В. Ф. Гегель с его абсолютным (божественным) духом как основой саморазвития мира, казалось бы, недалеко ушел от средневековья. Но главным в его философии истории стала диалектика – идея развития, единства и борьбы противоположностей, что придавало истории гораздо больший смысл и динамизм, чем это казалось прежде.