«Научный прогноз для России на 2023 год
В России в ближайшие полтора-два года будет наблюдаться очень сложная экономическая ситуация. Рост доходов может превышать рост зарплат только в том случае, если в ненаблюдаемой части заработки будут расти больше, чем в наблюдаемой, и высочайшими темпами будут расти предпринимательские доходы.
Глобальные кризисные процессы могут достигнуть дна. Многие компании и банки обанкротятся, вырастет безработица, ситуация в мире обострится, а на любое ухудшение обстоятельств в России должны реагировать ускорением собственной структурной трансформации. Названы 3 сценария развития экономики России под санкциями, все сценарии развития экономики России подразумевают сохранение санкционного давления по крайней мере еще на 10-15 лет, сказано в докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). В ЦМАКП подчеркивают, что санкции вводятся надолго, а их отмена – это сложный политико-бюрократический процесс. Однако со временем, санкции подвергаются «эрозии». Эксперты назвали три варианта развития экономики страны под санкциями. Первый – это автаркия, который подразумевает, что Россия делает все сама за счет сокращения технологического уровня выпускаемой продукции и снижения уровня жизни. Вероятность такого сценария составляет 10-15%. Далее идет институциональная инерция (стабильность над развитием). В таком случае власти признают, что уровень нестабильности настолько высок, что реализовать целостную «политику развития» практически невозможно. Вероятность такого исхода в ЦМАКП оценивают в 45%. Его результатом может стать затяжная стагнация, отставание в технологических сферах, в уровне и качестве жизни, в национальной безопасности. Третий путь – борьба за рост (вероятность – около 40%). В рамках этого сценария предполагается применение усилий, направленных на модернизацию российской экономики в новых условиях, в том числе заимствование технологий, выход на доступные рынки и желание избежать становления Китая или другой крупной страны в качестве монопольного внешнеэкономического партнера России. Аналитики S&P Global Market Intelligence считают, что России потребуется 10 лет на восстановление экономики после санкций до уровня 2021 года.
Дальнейшее развитие событий в российской экономике характеризуется существенной неопределенностью, при этом ранее введенные ограничения в отношении РФ, согласно базовому сценарию ЦБ, на прогнозном горизонте сохранятся. Об этом говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2023-2025 годы. "Дальнейшее развитие событий в российской экономике характеризуется существенной неопределенностью. Она связана как с внутренней подстройкой экономики к новым условиям, так и с внешними событиями. Продолжительность и глубина спада в экономике в ближайшие годы будут во многом зависеть от того, насколько быстро компании смогут перестроить логистические и производственные цепочки, освоить новые рынки сбыта и найти новых поставщиков, будут ли развиты компенсирующие технологии и каким образом подстроится рынок труда. В базовом сценарии Банк России предполагает, что введенные ограничения сохранятся на прогнозном горизонте", – отмечается в документе.
По оценке ЦБ, восстановление начнется не раньше второй половины года. Банк России сумел сдержать потрясения на рынках и падение курса рубля с помощью контроля за движением капитала и резкого повышения процентных ставок. Налогово-бюджетное стимулирование и смягчение денежно-кредитной политики начнут оказывать эффект, смягчая воздействие международных санкций.
Экономика России будет сокращаться два года подряд на фоне масштабных санкций: в этом году спад составит 7,8%, в следующем – 0,7%. Инфляция в годовом выражении будет на уровне 17,5% по итогам 2022 г. Такие данные приводятся в обновленных сценарных условиях развития экономики на 2023 г. и плановые 2024–2025 гг. Даже в краткосрочной перспективе неопределенность достаточно высока: это продолжение санкционного давления, реализация уже принятых ограничений, которые часто имеют отложенный характер, проблемы с логистикой, необходимо наладить торговую систему, нарастить торговый оборот с новыми партнерами, особенно с азиатскими, наладить логистические цепочки, заместить выпадающий инвестиционный импорт внутренним производством.
Кризис, вызванный санкциями, ударит по доходам населения. Обещанная индексация покроет только зарплаты бюджетников, но не покроет зарплаты во внебюджетном секторе, доходы от предпринимательской деятельности и от собственности, которые сильно просядут.
Современный кризис может иметь затяжной характер, подписание мирного договора не гарантирует невозобновление боевых действий, так как есть "заинтересованные лица" из числа мировой олигархии, которые получают огромные прибыли от поставок вооружений, а также переориентации на энергоносители, которые контролируют западные страны. Три из четырех опережающих индикаторов сигнализируют о рисках наступления глобальной рецессии в конце 2022 – начале 2023 г., говорится в аналитическом комментарии рейтингового агентства АКРА. Глобальной рецессией эксперты считают спад реального годового ВВП на душу населения в совокупности со снижением других показателей экономической активности (промышленное производство, занятость, потребление энергии и др.).
Рост экономики будет зависеть от глобального спроса, преимущественно на нефть, а также от усилий российского руководства по нивелированию негативных последствий для экономики в рамках монетарной и фискальной политики.
Министерство экономического развития РФ спрогнозировало, что ВВП снизится в 2023 году – на 0,8%, однако в 2024-2025 годах последует ежегодный рост на 2,6%. Западные санкции, введенные против России, спровоцировали гонку экономик за самодостаточностью. Энергетическая безопасность стала приоритетом: после того как Европа отсекла себя от российских нефти и газа, начал наблюдаться дефицит энергии и рост цен. В США фиксируется стремление отдавать предпочтение торговым партнерам при поиске металлов и материалов, необходимых для перехода к нулевому уровню выбросов. В то же время интенсивность стратегической конкуренции между США и Китаем выросла, США пытаются ограничить доступ Китая к высоким технологиям» (Тихомиров А.Е., Наука подтверждает – 24. "Ridero", Екатеринбург, 2022, с. 25-26).