С тех пор как папский престол благословил рыцарские ордена на покорение прибалтийских земель и распространение среди живших там племён римско-католического христианства, земли этим стали не спокойны."Божьи дворяне" не остановились на покорении язычников- жмуди, пруссов, куршей, летголы, ятвягов и других, они двинулись в самым границам русских княжеств. Римские папы благословили своих прозелитов и на эти походы, и запылали веси и поветы Новгородской и Псковской земли. С тех пор так и повелось -ходить друг к другу "в гости",да раздавать "гостинцы".
В 1201 году на землях что тянулись вдоль северо-восточного побережья Варяжского моря, как называли его русские, или как называли его на латыни Mare Balticum, появилось Рижское архиепископство. Быстро стал строится и расти его центр, резиденция архиепископа -Рига. За следующие 10-15 лет архиепископств стало уже четыре. Вторым появилось Дерптское. в бывшем русском городе Юрьеве. что был взят рыцарями-крестоносцами ,и переименован в Дерпт. Теперь местному архиепископу предстояло окормлять и бороться за души местных эстов, многие из которых уже были крещены православными священниками. Потом, после захвата острова Эзель, того, что коренные жители называли Сааремаа, было учреждено Эзельское архиепископство, и уже последним, в 1234 году -Курляндское.
Не остались в стороне и всемогущие братья -тевтонцы, чей орден простёр свои владения и влияние от жаркого Леванта до хладных берегов Варяжского моря. Они учредили в балтийских землях свою провинцию. назвав её Ливонией. по имени одного из племён. что приняло слово Божье, и без сопротивления перешло в лоно римско-католической церкви. Называли этот народ ливами.
В веке пятнадцатом Ливонское ландмейстерство Тевтонского ордена и четыре архиепископства объединились в Ливонскую конфедерацию. Так было удобней, помогая друг другу вести новые наступления на ещё не освящённые сиянием Римского престола земли язычников и восточных схизматиков, православных, а когда надо отбиваться от их набегов и походов.
Нельзя сказать. что жили они дружно друг с другом. и даже со своими католическими соседями. После того как Тевтонский орден потерпел поражение от польско-литовских войск у Грюнвальда. в 1410 году, Ливонское ландмейстерство ордена стало самостоятельным, и жило воюя то со своими же епископствами. то с поляками, то с датчанами и шведами, а то с литовцами и русскими.
Вот в 1480 году от Рождества Христова, или по русскому летоисчислению в год 6988, ливонцы вторглись в псковские земли, с наскока взяли русскую крепость Вышгородок, и убили всех кого там нашли. не пощадив и грудных младенцев. сказав. что коли мертвы кормящие их матери, то зачем же мучить голодной смертью сироток -убьём их сразу из нашей сердечной милости. И вот после такого "милосердия" приступили они к городу Гдову и взяли его в осаду. Псковичи били челом Великому московскому князю Ивану Третьему, просили помощи. Князь послал ратных людей, и они. с псковскими дружинами, ударили на Дерп- Юрьев, столицу архиепископства. Город взяли, много чего пожгли, взяли в добычу добра и людей. Иван. великий князь, однако положил запрет на продажу полона в Степь. что ранее бывало не раз. Велел дать пленникам. кто пожелает, землю, да пусть работают, платят тягло.
Ливонцы в ответ разорили земли близь Пскова и Изборска, а москвичи с псковичами взяли два их замка, да обложили третий, Феллин. моря гарнизон и жителей голодом.
Видя. что война эта для них не задалась ливонцы запросили мира. Русские согласились. Пленные. кто пожелает могут вернутся на родину, а Дерпсткое архиепископство должно теперь будет выплачивать псковской земле дань в размере одной гривны, или шести венгерских золотых, с души. В память о старом названии города выплату эту назвали Юрьевой данью.
Однако так ни одного гроша из этой дани, ни в Пскове, ни в Москве не увидели.
При правлении царя и Великого князя Ивана Четвёртого. того, что прозван был Грозным. ливонцы ездили в Москву, договаривались о новых условиях выплаты Юрьевой дани, подписывали новые договора. но так и не выполняли ни строчки из оных. Хотя пользовались возможностью торговать в пределах Русского царства. быть посредниками в товарообороте меду русскими купцами и купцами западных стран. Надеялись они на то, что пока нависает над Русью угроза с Востока. могут они изворачиваться. да заодно гадить потихоньку русским, что торговали и жили в пределах ливонских земель. в Дерпте, Риге да Колыване (Таллине).Однако в 1552 году Иван Грозный покорил Казанское ханство. И как-то сами по себе стали смирятся степные жители с тем. что уже не вольно будет им разбоить на правом берегу Оки, что вот появилась теперь сила которая если надо и отпор даст и накажет, и стали постепенно покорятся степные ханства и орды. Хотя и не сразу, хотя ещё и шли они в набег на Русь. в своей обычной привычке пограбить и пожечь. но походы эти были не столь страшны как прежде.
Оставался ещё очень сильный противник ,нацеленный властвовать не только над заокскими и заволжскими ордами, но и над самой Москвой, всеми русскими княжествами -Крымское ханство. На него было обращено основное внимание великого князя. Но вот же незадача! На севере, изнурённая собственными не устройствами, как раз в то время рижский архиепископ воевал с ливонским ландмейстером, Ливонская конфедерация как могла портила свои отношения с Россией! То задерживали торговые корабли. не пропуская их с русский порт на реке Нарове. и заставляли разгружаться в ливонских портах. То потребовали от властей вольного города Любека задержать саксонского мастера Ганса Шлитте ,что изъявил желание служить великому князю, и пообещал Ивану Васильевичу привести с собой на Москву ещё не менее трёхсот мастеров всякого дела. с семьями их и домочадцами. Достойного мастера держали в любекском застенке. людей что ехали с ним угрозами заставили или вернутся обратно, или ехать и работать в Ливонии. А мастерового Хантца, что попытался на свой страх и риск всё таки пробраться в Россию, схватили. и предали позорной казне, как бродягу и вора.
Напрасно русские дипломаты пытались образумить ливонских людей. Литва и Польша, боявшиеся усиления Русского царства, с трепетным вниманием наблюдавшие как пали Казань и Астрахань. как Большие Ногаи и Кабарда признали верховенство Москвы, теперь поощряли высовыйный гонор католических христиан по отношению к восточных схизматам -православным. В 1557 году Ливонская конфедерация и Польско-Литовская уния заключили союз против Москвы.