В одном сказочном королевстве жили-поживали король, королева и их дочка – принцесса Амелька.
У принцессы, как водится, разной прислуги тьма: фрейлины, горничные и служанки всех мастей. Не говоря уж о собственном поваре, белошвейке и учителе.
Встанет утром принцесса – одна служанка её причешет, другая пуговки на платьице застегнёт, третья покормит – да так, что принцессе одна забота – рот открыть и прожевать.
К обеду служанки должны принцессу в обеденное платье переодеть, а вечером – в вечернее. Так день и проходит.
Папенька принцессы Амельки, король стало быть, хоть каким-то делом занят – ставит печать на указы, которые Главный министр составляет.
Маменька, королева, про балы распоряжается, про охоты и увеселения думает. Тоже работа какая-никакая.
А Амельке совсем никакого простора. В сад погулять захочет – так её на китайском паланкине туда несут. Чтоб ножки не замарала. Она из окошечка того паланкина выглянет, подышит воздухом, а на траву её не пускают – вдруг лягуха напугает или аспид какой приползет.
И вот однажды стало принцессе скучно, оттого что не успеет она подумать, а за неё уж всё сделано.
Даже на уроках отвечала за принцессу горничная – девчонка Малашка – нос картошкой, на лице канапушки и две косицы кверху торчат. А отметки хорошие учитель принцессе Амельке ставил.
Как-то проснулась принцесса ночью – словно торкнуло её что.
Открыла глаза и лежит. Одевать её никто не идет – ночь потому что. А она спать не хочет и жить так больше не хочет – связанная по рукам и ногам.
Рядом сидит фрейлина, сладко почивает – сон принцессы охраняет.
Исхитрилась принцесса Амелька, встала потихоньку, на цыпочках прошла в коридорчик, разбудила девчонку Малашку, что в коридорчике на лавке спала.
Приказала она девчонке Малашке найти одёжу без пуговок, и крючочков, и финтифлюшек всяких. Мужская тож подойдет.
У Малашки брат был, пастухом работал. Она у него и позаимствовала рубаху новую, штаны и шляпу соломенную, чтобы длинные волосы Амельки прикрыть.
Своим ходом Амелька и Малашка прошли через сад – безо всякого паланкина китайского. А потом и через высокие дворцовые ворота, где стражники исправно спали.
Стражникам положено по расписанию днём спать, а ночью охранять. Но днём на них бессонница нападает. Так уж человек устроен, что ночью спать хочется, а не днём, хоть ты лопни.
Вышла Амелька из дворца, и Малашка с ней.
Раньше принцесса на карете по городу ездила – куда повезут. А теперь всё по-другому – иди, куда хошь!
Малашка ушлая была – взяла с собой немного провианту. Когда за одёжей к брату ходила – зашла на кухню королевскую и побросала в котомку кой-чего: пирожков, яблочков.
Принцессе-то невдомёк, что есть скоро захочется. Малашке и приходилось думать за двоих.
Пошли наши путешественники в другой город, потому как знали они – погоня скоро начнётся и опять принцессу под надзор затащат.
Сначала шли лесом. Малашка много чего Амельке объясняла: про птиц певучих, про медведя-шатуна, про весну и осень.
А однажды они дикого кабана Ермолая встретили. Злится кабан, носом землю роет. Амелька со страху на дерево заскочила, сама не зная как. Раньше-то сроду по деревьям не лазила. Талант у ней такой неожиданно появился.
Малашка на дерево не полезла. Набрала она грибов-трюфелей и целую гору этого добра Ермолаю предоставила.
Кабан смилостивился. Он и раньше-то не собирался Амельку есть, только вид такой изобразил на всякий случай.
Взяла Малашка Амельку за руку, и пошли они дальше.
Амелька всем восхищается – красота какая вокруг: небо лазоревое, цветы пахучие, букашки опять же всякие интересные, большие и малые.
– Никогда во дворец не вернусь, – говорит Амелька.
– Не зарекайтесь, ваше высочество, – девчонка Малашка отвечает. – Что ни день, то новая оказия происходит. Никогда не знаешь, что завтрева ожидает.
Пришли в другой город. Остановились на постой в гостинице – Малашка деньжат тоже захватила.
Но деньги быстро кончились – как дальше жить?
Пошли работу искать – девчонка Малашка и мальчик Ивашка. То бишь, Амелька в мужском костюме.
Малашку везде берут – она и гладью вышивать умеет, и кашу варить, и пером писать красивым почерком – за Амельку на уроках выучилась.
Амельку же под видом Ивашки наконец помощником конюха взяли. Но Амелька и тому была рада: лошадей мыла и чистила с удовольствием. А первую денежку, что за работу получила, на шею себе на веревочке повесила, на память.
Вскоре слух прошёл, что в соседнем городу король с королевой дуже захворали. Перенервничали, стало быть, после того, как дочка у них пропала. Так что и жить им без неё не хочется. Очень уж они её любили, потому и шагу ступить не давали и пылинки с неё сдували.
– Пожалейте, ваше высочество, родителев, – попросила Малашка.
Амелька и сама расстроилась – не хотела она таких последствий от своего убегания.
Но вперед Малашку послала, чтобы продиктовать свои условия жизни во дворце. А за одно и в королевстве, через которое она пропутешествовала и много чего заприметила.
Согласились на всё родители. Дали дочке полную волю и на царство её поставили.
Стала теперь она называться королева Амелия Первая Справедливая.
Новая правительница поощряла всех работящих, а лентяев в указах поминала, и глашатаи зачитывали громко эти указы на городской площади.
Длинные волосы королева Амелия состригла – чесать их во время путешествия было некогда, и запутались они все.
С тех пор и мода такая пошла – на короткие стрижки.
Кабан Ермолай и корова Лёля
У бабушки Мариши корова пропала. Искала она её, искала, звала, звала – села на пенёк поразмыслить.
А корова Лёля забрела далеко в лес. Задумалась по своему обыкновению и заплутала.
Навстречу ей кабан Ермолай. Хмурый. Думает про себя думу свою печальную – отчего это про него слава идет нехорошая: и в сказках, и в жизни вообще. Что, дескать, злой он, необщительный и кусачий.
Вот давеча двое ребятишек встретилось, и мальчишка на дерево так сиганул, что и белка позавидует. Словно Ермолай Горыныч какой.
А ведь питается кабан исключительно желудями, орехами и кореньями – мясного отродясь в рот не берет. И за что к нему такое отношение?
Тут посреди размышлений Ермолая выходит корова Лёля. Она уже поняла, что заблудилась. Начала интеллигентный разговор с незнакомцем:
– Погоды нынче стоят прекрасные.
– Ты что пришла? – подивился Ермолай. – Здесь волк близко. Не боишься?
– Потеряла направление. Вы мне не поможете выбраться?
– Отчего не помочь? Вы из деревни?
– Да, из Коклюшкино.
– А, знаю, знаю. Идемте.
И провел Лёлю куда надо.
Бабушка Мариша сидела на пеньке, пригорюнившись.