Леонид Егоренков - Из далёкого детства

Из далёкого детства
Название: Из далёкого детства
Автор:
Жанры: Детская познавательная и развивающая литература | Педагогика | Документальная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Из далёкого детства"

Автобиографическое повествование автора, родившегося в победном 1945 году, знакомит читателей с послевоенным детством, с родителями, с сельской школой.

Бесплатно читать онлайн Из далёкого детства


Глава 1. Мои родители

Чем больше я углублялся в изучение своей родословной, тем ближе и понятнее мне становились родственные связи, казалось бы, незнакомых людей, появившихся в начале 20-го века или 150-200 лет назад. Изучая историю своего рода, нам с двоюродным братом Николаем Шамаровым удалось установить более 800 родственников, среди которых дороже всех для меня, являются, конечно, родители. О них я и расскажу в начале повествования.

Мой отец – весточка из девятнадцатого века



Фото №1. Ф.В. Егоренков в 30-е годы прошлого столетия.

Так случилось, что жизнь двух поколений – отца и моя – захватывает три века. Отец, Фрол Васильевич Егоренков, родился в 1895 году. Это 19-й век, а я, его сын, продолжаю жить в 21-м столетии. В Метрической книге Петропавловской церкви села Овсорок я нашёл запись о рождении моего отца: «Родился 11, крещён 13 августа 1895 года в д. Младенск, отец – крестьянин Василий Николаевич Егоренков, мать – Гликерия Алексеевна, воспреемники – крестьянин деревни Младенск Иван Карпин Прохоров и девица Акулина Андрианова, крестили священник Вас… (дальше – неразборчиво) и исправляющий дела псаломщика Яков Соколов».

Вот здесь я впервые узнал, отчество моего деда Василия, а значит, легче будет идти вглубь ветвей родословного дерева. Ни бабок, ни дедов я не застал. Бабушка Гликерия в 33 года умерла «от зуба», оставив троих малолетних детей, в том числе, моего отца, на попечение деда Василия.

Дед Василий в одиночку детей «довёл до ума», и когда старшие завели свои семьи, доживал свой век с младшим сыном Николаем. Дед Василий родился в 1854 году, долго служил в царской армии, поэтому женился уже к сорока годам. Мой отец остался жить на «родовом корне», к началу Первой мировой войны женился на «крестьянской девице Матроне Семеновне Селивёрстовой, 16 лет от роду».


Перед венчанием приключилась интересная история. Родители вели отца свататься на конец деревни в семью Стёпиных, но свите перегородила дорогу сваха от другого дома и начала отговаривать:

– Зачем вы идёте туда? Там девица больная, да и вся семья их нерабочая!

Родители поддались на уговоры, и зашли в другой дом, засватав невесту из рода Селивёрстовых.

Летом 1915 года отец ушёл на войну. Первую мировую войну отец помнил по длительным маршам к месту боевых действий под дождём и зноем, в мороз и слякоть. Во всех случаях единственной верной спутницей была солдатская шинель, которая заменяла в походе и кровать, и одеяло, и подушку. Порой войска шли без остановки пятьдесят – шестьдесят верст, и тогда солдаты приноравливались спать на ходу, опираясь, в тесной колонне, на плечо друг друга, чтобы не упасть. Когда обоз с полевой кухней отставал от колонны, солдаты переходили на сухой паёк в виде сухарей. Однажды «на австрийском фронте», как говорил отец, он попал под газовую атаку противника. Много сослуживцев погибло. Отца выручил ротный командир, по совету которого отец дышал через смоченную в болотной воде полу шинели, пока ядовитое облако не рассеялось

После возвращения с войны отец устроился работать на железной дороге. Но в семье началась череда неудач. Вскоре умерла жена, оставив двоих дочерей. Вторая жена тоже рано ушла из жизни. Третью жену похоронил, прожив с ней года четыре, после нее остались сын и дочь. Отец совсем отчаялся. Через некоторое время судьба свела его с моей будущей матерью. Она вернулась в соседнюю деревню из Кубани, куда устремились многие жители Центра России в голодный 1933 год в поисках лучшей доли. Но неприспособленная к другому климату, к другому укладу жизни, вынуждена была вернуться, похоронив в чужой земле и мужа, и родную тётю.

В доме появилась хозяйка для отца и мать для детей, хоть и не родная. Старшие дочери устроились на работу и вышли из семьи. Появились новые дети. Наладился быт. По общему признанию многих к концу тридцатых годов стала налаживаться жизнь в деревне. Но снова вмешалась война. Сколько же испытаний доставил людям двадцатый век!..

Война круто изменила жизнь. Два года занимали немцы Младенск. Потом при отступлении немцы угнали семью на Запад, разлучив с отцом. Их долго держали в концлагерях, потом отдали в батраки в прибалтийские хутора. За эти три года войны и скитаний родители похоронили младенцами Васю и Катю, родившихся уже накануне и в дни войны, без вести пропал Миша. Отцу и матери с первенцами Иваном и Николаем посчастливилось вернуться домой живыми.

События послевоенной жизни.

Первым после войны родился я (30.05.1945г.). На моё младенчество пришлись голодные 1946 – 1947 годы, когда люди пухли от голода. И опять, как в древние времена людского мора от эпидемий и неурожаев, в деревне объедали лебеду, липовый лист, дробили кору деревьев, хлеб замешивали на мякине, картофеле, семенах сорняков. Такой хлеб пекла и моя мать. Потом появились еще две сестры и брат. А всего нас, детей, было у отца двенадцать человек, троих унесла война.

После войны отец был принят на прежнее место работы, где всё-таки платили твёрдыми деньгами, а не трудоднями, как в колхозе. Вообще Министерство путей сообщения открывала большие возможности своим работникам. Отец дважды был в санатории. Наряду с лечением там организовывались культурно-массовые мероприятия. Под большим впечатлением отец находился от экскурсии в Киево-Печерскую Лавру. Доводилось ему слышать на концертах выступления Козловского и Лемешева, видеть на арене цирка борьбу Ивана Поддубного.

У отца был приятный серебристый тембр голоса. И когда он что-то напевал, напоминал Козловского. Неслучайно он любил слушать по радио арии, песни, романсы в исполнении этого великого певца. Но сам принимался петь, только когда выпьет. Чаще всего он выводил слова песни: «Когда я на почте служил ямщиком…»



Фото №2. Старшая дочь (1916г.р.) отца на встрече односельчан с бывшим командиром партизанского отряда им. Буслаева Симаковым. Вторые справа: 1-й ряд – дочь Евдокия, второй ряд – её муж Константин.

Отец гордился своим сорокашестилетним трудовым стажем. После увольнения с железной дороги в связи с пенсионным возрастом устроился работать поближе к дому. Был даже прицепщиком у молодых трактористов. Механизаторам – а отец стал относиться к этой категории колхозников – выдавали на трудодни гораздо больше зерна, чем рядовым колхозникам. Вырастали дети. Стали появляться деньги: мать получит пенсию, отец получит пенсию, да ещё родители продолжали подрабатывать. Ушли причины для ссор.

Специально воспитанием детей отец не занимался. Стеснялся проявлять, глубоко прятал в себе чувство нежности к детям. Но по отдельным признакам его поведения была заметна мера отцовской любви. В детстве нам редко перепадали лакомства. В вагон-лавке отец «выручал» железнодорожный паёк сахара. Сахар представлял собой большие твёрдые куски в виде призм, пирамид. Во время чаепития за столом отец разбивал в ладони тыльной стороной столового ножа кусок на мелкие осколки, которые поровну раскладывал у каждого едока. И мы пили чай вприкуску. Большую часть своего сахара отец складывал на божницу, за икону Николы Угодника. Туда же шли и появляющиеся изредка баранки, пряники. Потом все эти лакомства, собранные из отцовской доли, «перекочёвывали», как к голодным птенцам, в наши рты.


С этой книгой читают
Эта автобиографическая повесть – продолжение книги "Мозаика одной жизни", опубликованной в 1922 году в издательстве "БууксНонСтоп". В первой части были отражены: довоенный период, Великая Отечественная война в судьбе семьи автора, послевоенное детство, годы учёбы и взросления. Дана краткая краеведческая справка о родине предков в Калужской области.В книге второй рассказывается о периоде жизни автора с 1971 по 2023 год. Кроме того, как и в первой
Это автобиографическое повествование – продолжение книги "Мозаика одной жизни", опубликованной в 2022 году в издательстве "БууксНонСтоп". В первой книге были отражены: довоенный период, Великая Отечественная война в семье автора, послевоенное детство, годы учёбы и взросления. Упоминается родина предков в Калужской области.В книге второй рассказывается о периоде жизни автора с 1971 по 2024 год. Кроме того, как и в первой книге, читатели окунутся в
Рассказ посвящён школьникам пятидесятых годов прошлого века. В нем отражены особенности летник каникул сельских ребят, связанных с крестьянским трудом.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. И автор в своих воспоминаниях рассказывает, как выглядела, чем жила школа в 50 – 60-е годы прошлого века, основываясь на собственном опыте обычного ученика семилетней, потом средней школы, Читатель узнает об особенностях школьного образования в первый послевоенный год в Калужской области, подвергшейся немецкой оккупации. Книга посвящена 150-летию Жиздринской средней школы №1 и 60-летию выпуска класса
Ты любишь кушать сладкие ягоды? А какие из них можешь назвать и описать, не задумываясь? На страницах этой книги стихотворения, которые помогут тебе вспомнить лучшие вкусы и узнать новые. Вместе с авторами ты попробуешь морошку, бруснику, малину, смородину, клюкву, крыжовник, виноград, чернику, вишню и клубнику. А чтобы в огороде или в магазине не путать их между собой, ты сможешь посмотреть, как они выглядят. Раскрасив картинки, которые были нар
Сборник состоит из заданий, содержание которых направлено на формированиенавыков функциональной грамотности (читательской, математической и естественно-научной) учащихся 5-10 классов.Задания позволят учителям использовать их на разных этапах урока и внеурочной деятельности при подготовке к ВПР, МЦКО, Олимпиадам, конкурсам, викторинам.
Детская сказка, обучающая буквам русского алфавита. Принцип запоминания -ассоциативный способ с помощью рисунков. Герои иллюстраций выбраны не случайно: как правило, их имена начинаются с той буквы, которая изучается. Часто в изображении буквы участвуют сами герои, благодаря чему достигается эффект легкого запоминания.В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Эта книга – увлекательное и познавательное путешествие в мир животных. На её страницах дети откроют 100 "секретов" из жизни зверей, птиц и насекомых. Книга расскажет о суперспособностях, необычных повадках, уникальных приспособлениях для выживания и охоты. Ответит на вопросы: «Кто такой неплюй? «Почему кукушка на самом деле заботливая мать», «У кого из животных экскременты в виде кубиков?, «Кто поет крыльями?», «У кого уши под коленками? А также
Книга о разврате российских чиновников, о походах в свингер – клубы и БДСМ увлечениях. Москва – это столица разврата Мира, за фасадами церквей – самое большое количество гей-клубов и свингер – вечеринок в Европе. Чиновники и политики, депутаты и священнослужители, полицейские и судьи, артисты и журналисты – всех можно встретить в этих злачных местах. Вы узнаете, как они проводят время, окунетесь в пучину разврата. Но главное в книге – это любовь.
Книга Посвящена героям Великой Отечественной войны. Подвигу народа, прошедшим все тяготы того сурового времени.Спасибо говорю им всем за подаренную нам спокойную жизнь, вот уже 75 лет без войны!Вечная память павшим героям, защищавшим страну от фашистских захватчиков!
Ира стала претенденткой на руку и сердце принца из параллельного мира. И теперь, чтобы доказать свое право на трон, ей нужно вернуться в родной город и продержаться там ровно двенадцать дней, не лишившись ни девственности, ни работы. Казалось бы - нет ничего проще... Вот только у судьбы на этот счёт несколько иное мнение. *** ВНИМАНИЕ! Основное действие романа происходит в современном мире! На пролог просьба не ориентироваться! *** Не ищите в это
Я умудрилась влюбиться в человека, зная лишь его имя и сетевой псевдоним. Невозможно? Однако со мной произошло именно это. Влад научил меня иначе смотреть на мир и не бояться всего того, что раньше казалось немыслимым и жутким. Теперь, когда скорость стала моей страстью, я больше не представляю свою жизнь без нее. И мне предстоит решить: промолчать о чувствах или во всем признаться. Что выбрать, если любые перемены чреваты крутыми изменениями в