В твои глаза заглянул я недавно, о жизнь!
И мне показалось, что я погружаюсь в непостижимое.
Ницше Ф. «Так говорил Заратустра»1, 1883 г.
Эта книга писалась долго и трудно. Замысел ее возник еще в 2002 году, когда в процессе текущей научно-исследовательской работы во Всероссийском НИИ технической эстетики и в спорах с коллегами я понял, что назрела крайняя необходимость четкой формулировки сущности духовного, в своей основе – психологического, компонента качества жизни населения. Об этом компоненте пишут почти все, кто занимается проблематикой качества жизни, но все по-разному. О нем я тоже писал и в научных отчетах, и в статьях, докладывал на конференциях, но без достаточной уверенности в обоснованности своих взглядов. Написал вчерне и два варианта книги. Они меня не удовлетворили. Лишь в начале 2006 г. я почувствовал, что способен представить на суд научной общественности достаточно обоснованную концепцию психологических составляющих качества жизни населения России и приступил к написанию третьего варианта книги. Но возникли сомнения в логике ее построения. Работа остановилась. Сомнения исчезли после прочтения статьи В.М. Аллахвердова «Рассуждение о науке психологии с восклицательным знаком». Она опубликована в первом номере «Национального психологического журнала» (ноябрь 2006) в рубрике «Приглашение к дискуссии». В статье речь идет о человеческом сознании и подсознании, смысложизненных ориентациях и мотивациях людей в контексте социальных проблем российскогообщества, о роли психологической науки в их решении. Статья остро полемичная, настраивающая на повышение активности психологов (ученых и практиков) в сфере государственной политики. И она подкрепила мою убежденность в том, что без конкретного, научно обоснованного определения психологических составляющих качества жизни населения вся теоретическая, методическая и практическая работа, имеющая целью его улучшение, имеет мало смысла. В литературе есть рассмотрение отдельных вопросов психологического аспекта качества жизни, но целостное описание системы психологических составляющих отсутствует. Поэтому я принял «Приглашение к дискуссии» и на этой ноте завершил работу над книгой.
Логика вытекает из основополагающего понимания качества жизни как оценочной категории жизни человека или общества в целом, то есть, социума, во всех ее аспектах и проявлениях. Потому необходимо, прежде всего, раскрыть эти аспекты и проявления, выделив в них психологические составляющие. Затем следует содержательно описать и операциона-лизировать названные составляющие, после чего определить их измеримые показатели и критерии оценки.Наконец, надо предложить процедуру измерения и оценки психологических составляющих качества жизни и продемонстрировать ее на конкретных примерах.
Взаимосвязь между различными психологическими характеристиками населения, живущего в определенной стране, образом и качеством его жизни давно интересует исследователей разных отраслей знания: философов, историков, социологов, психологов, экономистов, культурологов. Известно, что вся человеческая история наполнена событиями, в основе которых лежало то или иное психическое состояние и поведение больших масс людей, в том числе, обусловленное особенностями качества их жизни. Разумеется, ход истории определяется не только психологическими особенностями населения. Но этот фактор в ряде случаев имел решающее значение (Соловьев, 1993; Тойнби, 1991; Гумилев, 1992; Яковец, 1995, 1997; Уорд, 2002.).
Рассмотрение взаимосвязи между качеством жизни россиян и их психологическими характеристиками стало в последнее время особенно актуальным. Это обусловлено выяснением (и публичным, весьма противоречивым, обсуждением) причин менее конструктивного, чем ожидалось, хода проводимых в стране реформ и возникновением ряда негативных явлений в общественном сознании. Одна из называемых причин – особенности менталитета, то есть, устойчивых мировоззренческих, психологических и поведенческих особенностей россиян. Выяснить истинную причину можно попытаться аналитическим путем, опираясь, на фактические данные социологических, психологических и экономических исследований. Значимость такой работы весьма велика, поскольку от ее результатов могут зависеть решения о корректировке стратегии дальнейшего социально-экономического развития России. В том, что необходимость такой корректировки давно назрела, говорят и пишут многие ведущие политики, экономисты и аналитики. И это, несмотря на очевидный экономический прогресс последних лет. Действительно, реальные располагаемые доходы населения, начиная с 2000 года, неуклонно растут, хотя только в 2006 году они достигли уровня 1991 года (Щербакова, 2007).
Таблица 1
Распределение общего объема денежных доходов по группам населения с разным уровнем жизни
Но тенденции, появившиеся в области экономического благополучия населения, не дают оснований для оптимизма. Так, за высокими средними показателями прироста реальных денежных доходов населения скрывается их крайне неравномерное распределение. При среднем росте реальных доходов в 2004 году на 9,3 % доходы верхнего дециля увеличились на 14,8 %. 15 % населения сосредоточили в своих руках: 85 % сбережений в банковских вкладах, 92 % доходов от собственности и 98 % расходов на покупку иностранной валюты.
В докладе экспертов ООН за 2006 – 2007 годы о развитии человеческого потенциала «Регионы России: цели, проблемы, достижения»сделан вывод, что в нашей стране продолжается увеличение разрыва между бедными и богатыми регионами и людьми2.
По данным Росстата в первом полугодии 2007 года децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % самых обеспеченных людей и 10 % самых бедных) в среднем по стране составил 25. А по независимым оценкам он может достигать 40.
Наглядное представление о динамике расслоения общества по уровню материального благосостояния дают данные, приведенные руководителем Всероссийского центра уровня жизни В.Н. Бобковым (2006) (табл. 1, 2, 3).
Таблица 2
Уровень экономического и социального неравенства населения
По мнению В.Н. Бобкова, Россия по ряду показателей социальной безопасности, рассчитанных как пороговые значения важнейших параметров, находится в опасной зоне. Это относится, прежде всего, к ряду показателей здоровья населения и демографического развития, образования и жилищных условий, уровню бедности и социально-экономического неравенства, а также межрегиональной дифференциации доходов и уровня жизни населения (Бобков, 2007, с.57).
Тем не менее, позитивная тенденция в развитии страны по показателям человеческого потенциала имеет место. Согласно данным программы развития ООН (ПРООН) в 2005 году Россия впервые перешла из группы стран со средним уровнем этого потенциала в группу стран с высоким уровнем развития (67 место в рейтинге)