Бытует мнение, что человек, хотя бы раз попробовавший алкоголь и не почувствовавший к нему отвращения, считается алкоголиком. К большому сожалению, это правда, поскольку болезнь, о которой пойдёт речь в этой книге, имеет несколько стадий – от скрытой до клинической. Ещё хуже, что в ряды так или иначе связавших жизнь с алкоголем каждый день вступает всё больше и больше молодых людей. Кто-то в такой ситуации рассуждает о всемирном заговоре, кто-то сетует на шпионские происки и спаивание нации, но суть от этого не меняется: люди пьют.
Пьют, потому что поддаются всевозможным искушениям и соблазнам: тут симпатичный подтянутый футболист рекламирует пиво прямо на стадионе, тут сексуальная модель показывает, что без водки жизнь не мила. Реклама заполонила информационное пространство целиком – от билбо́рдов до ситила́йтов, от телевидения до интернета. Но речь мы поведём не о том, как реклама влияет на человека, а о том, с какой охотой человек поддаётся ей и назло всем шагает в алкогольную трясину, с каждым шагом зарываясь глубже и глубже.
Алкоголь рушит семьи, ломает судьбы, крушит карьеры. Алкоголь способен превратить роскошного принца в бомжа с Казанского вокзала, а самую прекрасную и неземную фею – в опустившуюся женщину. Олигарх, приличный семьянин, карьеристка, обычный студент – все они могут скатиться практически в помойную яму под воздействием алкоголя, и, что ещё ужаснее, многие действительно катятся.
Утешает одно: от этого можно спастись.
Очень сложно бывает разобраться с проблемой в одиночку, однако бывают ситуации, когда по-другому нельзя никак. Понимая, что вариантов развития событий может быть два: или человеку помогают всем миром (и друзья, и коллеги, и родственники), или он воюет со спиртом в одиночку, мы постарались оптимизировать информацию таким образом, чтобы она подходила обеим категориям.
Итак, готовы бросить пить всё, что горит, и перестать трепать нервы себе и окружающим? Тогда вперед.
Глава первая. Что таится на дне стакана?
Представим, что нынче вечером в отдельно взятом офисе намечается корпоративная вечеринка по случаю дня рождения начальника. Слово «корпоратив» у подавляющего числа сотрудников офиса неизменно ассоциируется с большим количеством алкоголя и возможными танцами на столах. Поэтому одно только упоминание этого слова заставляет офисных сотрудников слегка поёживаться, но довольно улыбаться.
Спустя несколько часов после начала подвыпившие сотрудники офиса потихоньку разбредаются по домам. Кто-то изо всех сил старается не садиться за руль, кто-то набирает телефон своего бывшего в полной уверенности, что он непременно ждёт звонка, кто-то отправляется шлифовать мартини пивом в близлежащее кафе. Но отдельным пунктом в этой так называемой «культурной программе» стоит мысль, объединяющая сотрудников: завтра придётся продолжать. Поскольку на следующий день именины празднует секретарь. А пропустить такое событие никак не возможно.
Парадокс, основанный на мнении миллионов людей, заключается в следующем: то, что весь мир считает медицинским диагнозом, на постсоветском пространстве принято называть народной забавой. Сегодня один повод, завтра другой. Сегодня День рождения, завтра похороны, затем крестины, а там, глядишь, и Новый Год. Какую компанию ни возьми, практически ни одно событие не обходится без спиртного. Зачастую и простые дружеские посиделки проходят совсем не за чаем с печеньем. Медицинский диагноз такому положению вещей во всём мире однозначен: алкоголизм. Это заболевание может быть выражено в той или иной степени, однако факт его наличия отрицать, к сожалению, не приходится.
Немного данных. Алкоголизмом, который раньше называли дипсома́нией (дословно это переводится как неуёмная жажда алкоголя), врачи считают болезненное пристрастие к этиловому спирту, при котором человек в отсутствие своей «дозы» испытывает дискомфорт – неважно, на физическом или ментальном уровне. Людей, которые не могут обойтись без спирта, называют алкоголиками. Для многих это обидное и даже оскорбительное определение – дескать, человек же не валяется под скамейкой, отчего же он, спрашивается, алкоголик? Задумайтесь: любого наркотика, которым, в том числе, является и алкоголь, нужно всё больше и больше, так что когда человек окажется под скамейкой, обижаться будет поздно.
Собственно, определение «алкоголизм» возникло в начале пятидесятых годов прошлого века, его утвердила Всемирная организация здравоохранения. Она же утверждает, что абсолютного выздоровления от алкоголизма добиться невозможно. Осмелимся предположить, что это не так, но для начала разберёмся с тем, что скрывается на дне стакана – иными словами, что может происходить с людьми, употребляющими алкоголь.
Симптомы у этой болезни, по сведениям врачей, таковы: у алкоголиков обычно нет рвотного рефлекса даже при больших объёмах выпитого; они не знают меры; страдают частичной потерей памяти – это один из самых распространённых симптомов, когда человек просто не помнит, что было накануне вечером; наконец, алкоголики страдают похмельем и – в критической стадии – уходят в так называемый запой.
Стадий алкоголизма, уверяют врачи, есть несколько. Что примечательно – в зависимости от глубины погружения в бутылку варьируются и шансы на выздоровление.
Нулевая стадия алкоголизма называется продро́мом. Это первый этап, на котором употребление спиртного ещё не считается болезнью, зато человек подвержен типичному бытовому пьянству. Собственно, это именно тот случай, когда человек с удовольствием расслабляется после работы с друзьями и парой кружек пива. Такая доза не приведёт ни к амнезии, ни к тяжёлым последствиям, однако злоупотреблять такими посиделками не стоит – несмотря на то, что на этом этапе человеку без разницы, последует за пивом продолжение или нет, через полгода – год продром легко перерастает в первую стадию алкоголизма. Она, как и последующие, не имеет термина, выраженного одним словом, так что будем просто нумеровать эти стадии.
Итак, первая. Она выражается, как правило, в том, что после полугодовалого приёма этилового спирта, разведённого в том или ином отношении с другими напитками, человек находит «компромисс» с алкоголем. Как следствие, дозы растут в геометрической прогрессии. Опаснее всего то, что человек может начать пить в одиночку, а также ночью или за рулём. Это даже страшно, особенно если повнимательнее изучить статистику смертности: большинство аварий на дорогах происходит как раз по вине пьяных водителей, а уж сколько людей погибло, заснув подшофе́ с тлеющей сигаретой – эксперты сбились со счёта. Впрочем, даже если не думать о летальных исходах, проблем на этом уровне предостаточно: алкоголики на первой стадии в довесок к головной боли получают проблемы на работах, в семьях, а ещё – полную апатию к себе прежним. То есть если человек интересовался квантовой механикой, но переключился на алкоголь – пиши пропало. Теоретически на первой стадии человека можно отлучить от спиртного, и в этом случае маниакальное стремление выпить сводится к нулю, но стоит только употребить хотя бы незначительное количество алкоголя – и здравствуй, вторая стадия.