Ключом к воссозданию добрососедских отношений между Российской Федерацией и странами Балтии является обеспечение правовой чистоты выхода бывших республик советской Прибалтики из состава СССР.
Для учёта всех нюансов при оформлении легитимного предоставления бывшим прибалтийским республикам государственной самостоятельности необходимы совместные усилия государственных органов Российской Федерации и общества.
Необходим также учёт мнения и пожеланий русской и русскоязычной общности в странах Балтии с целью ликвидации в этих странах дискриминации по этническому признаку.
Также весьма полезно было бы сотрудничество правительств и “титульной” общественности балтийских стран с РФ, так как речь идёт о судьбоносных для каждой из стран Балтии решениях, принимаемых исключительно государственными органами России.
Российская Федерация, подтверждая факт выхода Латвии, Литвы, Эстонии из состава СССР, обязана подготовить и принять комплекс юридически обязывающих документов по определению прав, ответственности и обязанностей вновь образованных государств, в том числе: в отношении граждан СССР и РФ, подданных Российской империи и их потомков; национальных групп; собственности и ценностей; по исполнению всех обязательств СССР, ранее принятых им по международным договорам. А также по вопросам обороны и безопасности, что вызвано отделением республик от СССР на индивидуальной основе, то есть, вне действия механизмов и положений Содружества Независимых Государств.
Российская Федерация обязана добиться признания каждой страной Балтии факта выхода из состава СССР в сентябре 1991 года в статусе именно советской республики и подтвердить факт отделения Литвы, Латвии и Эстонии без надлежащего оформления необходимого комплекта юридически обязывающих документов между “метрополией” (Российским государством) и отделяемыми территориями.
В данном контексте напомним, двадцать семь лет назад, 6 сентября 1991 года, Президент СССР М.Горбачёв от имени Государственного Совета>1 СССР подписал три коротких Постановления:
№ ГС-1 “О признании независимости Литовской Республики”;
№ ГС-2 “О признании независимости Латвийской Республики”;
№ ГС-3 “О признании независимости Эстонской Республики”.
В этих коротких на полстраницы текста Постановлениях, содержащих по 5 пунктов, первый из которых гласил: “Признать независимость Литовской (Латвийской, Эстонской) Республики”. А пятый пункт указывал: “МИД СССР заявить о поддержке обращения Литовской (Латвийской, Эстонской) Республики о её вступлении в ООН”.
Отметим, что при любой степени (в том числе, нулевой) легитимности данных Постановлений как по форме и содержанию, так и по процедуре отделения республик, они обязаны были сопровождаться, в данном случае, необходимым объёмом сопутствующих размежеванию сторон документов, регламентирующих конкретные меры по решению ряда аспектов, в том числе:
по собственности и гражданству, по правам и ответственности, по военным и правоохранительным аспектам, по гуманитарным и правовым обязательствам, а также по предоставленной территории и конфигурации её границ, по статусу территориальных вод, по российскому транзиту и так далее. Но ничего подобного не существует: есть только три текста на полстраницы каждый.
Этот негативный факт будет постоянно создавать фобии и проблемы во взаимоотношениях наших стран, отравлять международные отношения подозрительностью и необоснованными обвинениями, закрывая путь к добрососедству и взаимовыгодному сотрудничеству, создавая предпосылки для внешнего манипулирования интересами РФ и вновь образованных государств.
Российской Федерации предстоит в дальнейшем настойчиво побуждать страны Балтии к исполнению своих обязанностей, которые будут определены в соответствии с будущими правовыми документами РФ по фиксации суверенитета стран Балтии, гарантом которого (суверенитета) исторически является именно Российское государство.
При этом уточним принципиальное положение ещё раз: все стороны обязаны максимально возможно учитывать сложившееся статус-кво в Европе, в том числе по обеспечению и соблюдению прав человека, национальных меньшинств, в частности, по родному языку и свободе вероисповедания, по защите прав собственности (например, по её легитимации в новой юрисдикции).
На текущий момент у политиков, находящихся в странах Балтии во власти, нет желания изменить свою русофобскую политическую позицию, тем более что коллективный Запад целенаправленно поддерживал её, в том числе финансовым способом.
Однако быстро происходящие в последние годы в мире изменения в геополитике, в мировой экономике и финансах, в военных аспектах уже создали потенциал для изменений в политике и экономике стран Балтийского региона, в том числе в Латвии, в Литве, в Эстонии.
В странах Балтии круг лиц, занятых реальной политикой, чрезвычайно узок, учитывая специфику исторического пути, масштабы экономики и численность населения. В этом есть как свои недостатки, так и свои преимущества.
В любом народе есть свои герои и свои подонки. В этом смысле страны Балтии не исключение. Кроме того, объективные условия способствуют увеличению иногда доли первых, иногда – вторых.
Посмотрим более внимательно на объективные условия, которые сложились сегодня в регионе Балтийского моря. Отметим, в общественном самосознании “ломка” стереотипов происходит обычно медленнее, чем скорость реальных изменений.
Например, глубокая модернизация российской армии и оборонно-промышленного комплекса привела к переоснащению армии и флота системами стратегической дальности и сверхвысоких скоростей доставки боеприпасов в ядерном и в конвенциональном их оснащении.
Изменились доктринальные подходы вооружённых сил России к выполнению своих задач и повысилась их боеготовность.
Казалось бы, что от этого Прибалтике? В принципе, этот факт означает подтверждение стратегии России, что ей страны Балтии не нужны даже с военной точки зрения.
Никаких перебросок российских войск по территории Латвии, Литвы и Эстонии не предвидится: РФ будет уничтожать любого агрессора дистанционно, а оккупировать кого-то просто незачем.
Это гипотетически может касаться лишь самих США, их флота и баз в Европе.
Жителям бывшей советской Прибалтики следует для себя уточнить, что дислокация и вооружения российской армии и флота близ границ стран Балтии направлено на купирование стратегических угроз.
В этой связи следует помнить, что размещение двадцати танков или двухсот танков, десяти самолётов или ста самолётов НАТО для РФ не представляет угрозы.
Однако угроза заключается в том, что в соответствии со своими стратегическими планами США могут, не оповещая “общественность”, разместить на территории стран Балтии свои ударные системы.