Говорю всем: бодрствуйте.
Мк. 13, 37
Девять лет назад по случаю празднования 2000-летия Рождества Христова Предстоятели и представители Православных Поместных Церквей обратились к миру с Посланием, в котором Церковь высказала тревогу за будущее человеческой цивилизации. Третье тысячелетие, говорилось в Послании, «словно обоюдоострый меч, обещает решить проблемы и избавить от несчастий, но в то же время угрожает новыми бедствиями выживанию человека».
Прошедшие годы подтвердили правоту этих слов: мы видим, что политические, экономические и социальные проблемы достигли невиданной в новейшей истории остроты. Из-за этого многим людям кажется, будто конец мира близок, многие дезориентированы и не понимают, как жить и спасаться в современном мире. Однако Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос призывает Своих последователей не страшиться. Не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – говорит Он (Мк. 13, 7).
У Церкви есть ответ на эти вопросы. Тому, как православному строить свою жизнь сегодня, посвящен впервые издаваемый в России богословско-практический комментарий Послания, подготовленный одним из опытнейших архиереев Русской Православной Церкви.
Веруй и спасешься – никакие военные, общественные или природные катаклизмы не будут страшны человечеству, если в людях будет жить, крепнуть и плодоносить истинная христианская вера, надежда и любовь!
Премудрость Божия да умудрит, да просветит и да наставит на всякую истину всех, стремящихся к такой жизни и бодрствующих по слову Христову!
Да будет на вас благословение Господне!
Патриарх Московский и всея Руси
И познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Ин. 8, 32
Человечество вступило в новый век, в котором нас ждут неизбежные изменения в социальной, культурной и религиозной жизни. Как оставаться православным в этих новых условиях? Именно Церковь должна научить этому верных чад своих, она призвана различить знаки времени и разъяснить, что Дух говорит церквам (Апок. 2, 7).
Понимание этого Божественного учения мы обретаем, в первую очередь, в слове Божием и поучениях святых отцов. Вынесенные в эпиграф евангельские слова прямо призывают нас к познанию истины благовестия, которая навсегда освобождает от рабства греху, вводит в покой и полноту подлинной жизни, которую дарует нам Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Нет ничего светлее и сильнее Истины…
Истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть ее красоту… Она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримой. Прибегающих к ней она охраняет, как крепкой стеной, величием своей силы».
Истина – это Триединый Бог – Отец, Сын и Святой Дух (1 Ин. 5, 6) и Слово, изрекаемое Богом (Ин. 17, 17). Она познается нами из Священного Писания, которое достойно и справедливо именуется словом Божиим, ибо все Богодухновенно (2 Тим. 3, 16). И только в единении с Православной Церковью Христовой.
Выдающийся православный апологет XX века священномученик Иларион (Троицкий) в книге «Священное Писание и Церковь» писал: «У Церкви нет скрижалей, на которых были бы начертаны письмена Божественным перстом… Воплощение Сына Божия нужно было для спасения человечества, а не для написания книги. Никакая книга спасти человечество не могла и не может… [Для этого] Христос создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного Писания Нового Завета еще не было… Для спасения необходимо приложиться [присоединиться] к Церкви, как и в книге Деяний апостолов сказано, что спасающиеся прилагались к Церкви (Деян. 2, 47; 5, 13 14)… Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной. Только Церковь дает смысл существованию Писания».
Каким же образом Церковь раскрывает перед чадами своими этот смысл? Она доносит его до нас через проявления соборного разума – постановления церковных Соборов.
Писание свидетельствует о первом в истории христианской Церкви Соборе. В 15-й главе книги Деяний апостолов описывается, как при возникновении важнейшего в тогдашней церковной жизни вопроса (о роли и значении ветхозаветного закона для новообращенных христиан из язычников) святые апостолы в 51 году по Р.Х. собрались и выяснили, что Богу, как и им самим, угодно не возлагать [на обратившихся из язычества] никакого бремени более… необходимого минимума (Деян. 15, 28-29).
Этот первый Собор (именуемый Апостольским) направил ко всем христианам и Первое соборное послание (Деян. 15, 23-29).
На протяжении двух тысячелетий, из столетия в столетие, на Соборах преемников апостольской власти – епископов – решались важнейшие вопросы христианской веры и жизни. Так Церковь (что буквально означает «собрание верных») соборным разумом, действующим в Духе Божьем (Деян. 15, 28), выявляла и разъясняла христианам волю Своего Главы – Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Еф. 5, 23).
На церковных Соборах рассматривались самые разные вопросы: догматические (веро-учительные), канонические (дисциплинарные), административные (управленческие) и т. д. Наиболее значимыми, разумеется, были вопросы чистоты и правильности веры.
Так во II веке важнейшие соборные решения были направлены против гностических ересей (предшествующих современным «эзотерическим учениям»). Церковные Соборы III века были посвящены преимущественно разоблачению постгностических (в том числе монархианских, отрицавших триединую природу Бога) ересей.
Вселенские Соборы IV-VIII веков (то есть Соборы, на которых присутствовали представители всех существовавших тогда Поместных Церквей) четко и ясно сформулировали основные истины православной христианской веры, известные еще со времен Христа. I Вселенский (I Никейский) Собор (325 г.) и II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381 г.) защитили Церковь от ересей ариан (отрицавших Божественность Христа) и македониан (отрицавших Божественность Святого Духа). На этих Соборах был составлен НикеоКонстантинопольский (Никео-Цареградский) Символ веры, в котором в краткой форме изложены все основополагающие истины православной веры в Триединого Бога – Отца и Сына и Святого Духа, Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, Святое Крещение, воскресение мертвых и жизнь будущего века. Этот Символ читается или поется за каждой Божественной Литургией (и за многими другими церковными службами). Его знание и понимание – обязанность всякого православного христианина, достигшего совершеннолетия.
III Вселенский (Эфесский) Собор (431 г.) и IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451 г.) защитили православную веру от ересей несториан (утверждавших, что Христос был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом Божественная и человеческая природа в Нем отделимы друг от друга) и монофизитов (признававших во Христе одну лишь воплощенную Божественную природу). Святые отцы Вселенских Соборов V века окончательно утвердили евангельское учение о том, что Христос есть и истинный Бог, и истинный Человек, в Котором Божественная и человеческая природы соединены «неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно».