Какой мир мы призваны творить?
Представим себе, что все ссоры, раздоры, конфликты и войны, в том числе и на религиозной почве, разом исчезли, и люди живут в любви и согласии, по христианским заповедям. Если бы такое действительно произошло, сколько горя ушло бы из нашей жизни, насколько безопаснее и радостнее стало бы жить на свете! Но… как часто нам хочется (именно хочется!) конфликтовать и ссориться, мы даже получаем от этого некое (увы, близкое к бесовскому) удовольствие. Поражаешься порой тому, насколько непрочен мир между людьми, с какой стремительностью вспыхивает вражда и как долго тлеет, сколько усилий требуется, чтобы она угасла или ослабла, чтобы установился хотя бы «худой» мир!
Причины конфликтов можно перечислять долго. В первую очередь это наш эгоизм и гордыня («все должно быть по-моему»), недовольство друг другом, обида, зависть, жадность, нетерпимость… Но все эти причины можно свести к одной: нам недостает душевной мирности, миролюбия!
Каждый, наверное, может вспомнить те моменты своей жизни, когда в душе было полное умиротворение, когда ее наполняли безмятежная тишина, покой, тихая, ничем не омраченная светлая радость. Вот только случалось такое, к сожалению, редко, да и продолжалось недолго, сменяясь суетой повседневных забот, волнениями и тревогами, унынием и пустотой, раздражением и гневом, неудовлетворенностью и недовольством. Нашей умиротворенности не хватало устойчивости: испортилась «погода» в душе, поднялся, откуда ни возьмись, порывистый ветер, налетели тучи – и скрылось солнышко мирности.
А может ли мирное состояние стать основным, доминирующим в нашей жизни, несмотря на неизбежные треволнения, заботы и даже страдания? Оказывается, может! Но для этого душа должна наполниться благодатью Духа Святого и освободиться от рабства лукавому и греховным страстям. Это состояние внутреннего покоя, сладости и близости к Богу называется миром Божиим, или миром Христовым, и основывается на тех качествах души, которые перечислены в шести первых заповедях блаженства: на смирении, сокрушении о грехах, кротости (незлобии), праведности, милосердии и чистоте сердца[1].
Чем характеризуется мир Христов в человеческой душе?
– Всецелым упованием на Бога и благодарностью Ему, страхом перед Ним (боязнью нарушить Его волю и лишиться Его благодати), благоговением перед Его величием и человеколюбием, сладостью от ощущения Его близости и благости, полным доверием и покорностью Его Промыслу, в частности – безропотным, благодушным (и даже благодарным) отношением ко всем неприятностям, страданиям и огорчениям (в том числе и от людей) как божественным средствам для исцеления нашей души от греха, для укрепления нас в вере, терпении и смирении;
– благожелательным и великодушным отношением ко всем без исключения людям; в идеале – христианской (жертвенной – блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35)) любовью к каждому человеку.
«Мир Божий, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) (1897–1867), – сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он – действие Святого Духа» [Цит. по: 2], стяжание Которого, по слову преподобного Серафима, – главная цель жизни христианина.
В сердце стяжавшего мир Христов раскрывается Царство Божие, которое есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Радость эта особая, лучше сказать – она есть неизреченное блаженство.
Апостол Павел, обращаясь к христианам города Филиппы, писал: Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4, 7). Обычный, «заземленный», человек не может даже представить себе того состояния мира, в котором душа всеми своими желаниями и помышлениями устремлена ко Христу, живет Им, подобно тому, как душа счастливого влюбленного живет своим горячо любимым человеком.
Трудно ли стяжать мир Христов? Трудно, но возможно. Узок путь, но, как говорится, дорогу осилит идущий, а в конце ее – Небесный Иерусалим, Солнце правды – Христос, «неизреченное веселие» и «бесконечная сладость зрящих» Его «лица доброту неизреченную»[2].
Но нам ли, таким духовно немощным, думать о стяжании мира души? Именно нам и надо думать, и стремиться, если только мы верим Богу, верим Его откровению о том, что цель человеческой жизни – Царство Небесное. Помните, за что Христос похвалил бедную вдову, которая пожертвовала на храм две лепты – самые мелкие монеты в Израиле? За то, что она отдала Богу всё, что имела. Вот и от каждого из нас Господь, знающий нашу духовную немощь, ждет две лепты усердия на пути стяжания душевного мира. На этом пути мы неизбежно будем падать и вставать – каяться и стараться исправиться. Главное – не забывать о цели и всеми силами (пусть и слабыми) стараться идти вперед, ко Христу, стараться исполнять то, что Он заповедал нам для высшего блага нашей бессмертной души… Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9), – сказал Спаситель во время Своей Нагорной проповеди. О каких миротворцах[3]тут идет речь? О тех, кто с Божией помощью творит (созидает и хранит):
– мир в своей душе, мир ее с Богом;
– мир с другими людьми[4];
– мир в душе другого человека: мы можем помочь ему обрести мир с самим собой и с Богом;
– и, наконец, мир между другими людьми. Этот мир Христос призывает творить и каждого из нас (в меру наших сил), обещая за исполнение Своей заповеди «усыновление» Богу и высшее счастье, доступное человеку. Что же мы можем делать для созидания и воцарения перечисленных аспектов мира?