Глава 1
Если Гоша плюнет в лошадь…
Ну кто из курильщиков не знает выражения американского писателя Марка Твена о том, что «Бросить курить легко, я сам проделывал это сотни раз»? И в моей книге «Как я бросил пить» оно приводится, правда, перефразированное. Однако эти слова Твена лично для меня непонятны. Почему? Потому что мне всегда казалось, что бросить курить намного проще, чем бросить пить. Однако все оказалось намного серьезнее, чем я думал. Настолько серьезнее, что я решил рассказать о своем опыте борьбы с курением. А подвигла меня на то, чтобы я бросил курить, тонко обоняющая жена. Вы представляете себе, какова ситуация – я курю, а она говорит: «Ты пить бросил, а курить – никак? Сказал «А», говори и «Б»! А я больше не могу терпеть твоего табачного запаха» – и пошла спать в другую комнату…
После этих грозных слов и практических действий жена все-таки вернулась, подошла ко мне и промурлыкала: «Милый, подумай о своем здоровье. Оно не только тебе нужно, но и мне. Мне хорошо, когда ты здоров, как бык, и не пахнешь козлом… И о детях подумай… Они же от тебя сторонятся, как от экологически неприемлемого источника, как от источника нездоровой атмосферы…»
Ну что я мог сказать после столь высокопарных слов моей интеллектуальной, всезнающей супруги? То, что противные для нее сигареты – этот мой способ некоего отдыха? Или перекура, который помогает снять раздражение от рабочих проблем или домашних неурядиц? Ведь причины сделать перекур всегда найдутся.
Однако я не стал противоречить моей многомудрой жене и решил бросить курить, потому что стал осознавать, что мое курение действительно приносит вред моим ближним. Да и здоровье мое стало каким-то нехорошим, тяжесть в голове, тяжесть в груди, кашель, бессонница, а главное, какое-то крайне некомфортное ощущение от того, если я не покурю час или два.
«Ну так тому и быть, – решил я после разговора с моей весьма заботящейся о здоровье супругой. – Не покурю час, потом два, потом, может, день, неделю… Потом брошу. Подумаешь, какая ерунда! Если пить бросил, разве не брошу курить?» И тут меня начала мучить мысль о том, зачем я вообще начинал курить? Право дело, зачем? Так и не вспомнил – зачем.
Некоторые говорят, что подростки начинают курить в подражание взрослым или ради самоутверждения, мол, они такие крутые, что могут курить. Вернее всего, это так. Но мне не надо было самоутверждаться. Скажу без лишней скромности – я был такой сорвиголова, что сверстники безоговорочно видели во мне лидера.
Почему же я стал курить? Не знаю, не помню. Не помню также и эффекта отторжения курения сигарет, что, как правило, всегда бывает от первой затяжки. А я почему-то ничего такого не заметил. Ну, затянулся я первой сигаретой, вдохнул и выдохнул. Ничего плохого не случилось. Помню только легкое кружение головы, которое показалось прикольным. Так, собственно, почему бы и не покурить? И я стал покуривать, будучи 12 лет от роду. Не так, чтобы очень сильно, но, как бы там ни было, совесть меня не мучила. Папа курил, соседи – тоже. По телевизору то и дело показывали курящих… В фильмах главные герои курили так красиво, что засмотришься. Получалось, что ничего плохого в курении не было. Подростки, с которыми я общался, так же думали и копировали своих родителей и харизматичных героев кинофильмов, красиво затягиваясь сигаретами. А я что? Я, как и все…
Впрочем, в какой-то мере мы, куряки, не считали себя такими, как все. Курение прибавляло нам харизмы, уверенности в себе, решительности. Конечно, родители были против того, чтобы мы курили. Обещали побить, если узнают, что мы курим. Но именно это нас и подвигало курить дальше. Заявления родителей казались нам лицемерием, и потому мы, втайне затягиваясь сигаретами, бросали им вызов. Мол, мы уже сами взрослые и вправе решить, что такое хорошо и что такое плохо. А то, что нам не становилось плохо от курения, это, как я впоследствии понял, – естественное дело. Мы ведь, по сути, каждый день находились среди курящих взрослых и вынужденно дышали дымом от их сигарет. Привыкли к запаху дыма и к вызываемому им состоянию. Поэтому когда выкуривали первую сигарету, то ничего плохого не ощущали, потому что уже реально сидели на табаке.
Вспоминая то давнее время, я даже поперхнулся и закашлялся. Впрочем, кашляю я по нескольку раз на дню. Знакомый врач сказал, что это от курения. Как-то я подумал: «А в чем, собственно, состоит влияние на мое здоровье обычного широколиственного растения из семейства паслёновых, которое можно считать родственником картофеля или помидоров?» Может быть, в силу того, что я литератор, во мне проснулось любопытство, и вот что я узнал из различных источников.
Во-первых, мне попалась ошеломляющая информация о том, что табак, оказывается, может быть лечебным! Вернее, не табак, а содержащийся в нем никотин. Да-да, именно никотин, одна капля которого убивает лошадь, как, впрочем, и человека, курящего сигареты в лошадиных дозах. Но вот ведь какое дело. Оказывается, из этого никотина получают никотиновую кислоту, которая содержит необходимые для организма витамины. Поразительно, но это факт: из яда добывают витамин РР и витамин В3. Нехватка этих витаминов в организме человека вызывает различные болезни. В медицине никотиновую кислоту используют при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, глоссита, стоматита, диареи, дерматитов.
Эта информация навела меня на интересные размышления. Вы даже не поверите на какие размышления! Но, хотите верьте, хотите нет, я задумался о том, почему Бог допускает в мире зло? Признано, что никотин является ядом. Яд – это зло? Да, но только тогда, когда сам человек пользуется ядом во зло. Например, пчелы высасывают из цветка беладонны нектар, который перерабатывают в мед. А люди из этого же цветка добывают яд, из которого делают отравляющие вещества, которыми многие пользуются во зло. И совершенно ни при чем здесь Господь, создавший беладонну.
К примеру, разве мое здоровье пошатнулось от того, что Господь создал растение, содержащее никотин? Нет, конечно. Курение – это мой личный выбор, за который я лично несу ответственность. А в чем она – моя ответственность? Ведь я ничего плохого другим людям не делаю. А в отношении себя?.. Ну да, капля никотина убивает лошадь, но я же не лошадь. И, как говорил знаменитый средневековый медик Парацельс, «всё – яд и всё – лекарство; то и другое определяет доза». Курил я не лошадиными дозами и потому считал, что не так уж и вредна моя привычка – затягиваться по три-четыре раза в день хорошими сигаретами. Правда, потом эта доза дошла до пачки сигарет. Я стал кашлять, появилось слюноотделение с желтыми следами никотина. Не знаю почему, но тогда мне вспомнилась такая некогда слышанная частушка: