Бакыт Карибаева - Караван выходит на дорогу

Караван выходит на дорогу
Название: Караван выходит на дорогу
Автор:
Жанры: Критика | Литературоведение | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Караван выходит на дорогу"

Книга "Караван выходит на дорогу" знакомит читателя с драматической биографией писателя, доктора филологических наук, профессора Бакыт Карибаевой. Ее имя широко известно профессиональной общественности Казахстана благодаря ее научным трудам и оригинальной концепции, но русскоязычная аудитория впервые познакомится с ее творчеством, откроет для себя многогранный и неповторимый мир пытливого и самобытного ученого и писателя. В книге содержатся уникальные литературоведческие материалы о самобытной казахской литературе. Читатель впервые откроет для себя имена казахских поэтов и прозаиков.

Бесплатно читать онлайн Караван выходит на дорогу


Ученый и писатель Бакыт Карибаева, начиная с 1987 года по настоящее время, последовательно и концептуально отстаивает свою научную позицию в отношении казахского литературоведения. Свою миссию она видит в возрождении казахской духовности с помощью национальной художественной культуры, основанной прежде всего на художественных принципах.

Концепция «Искусство ради искусства», ставящая образные и эстетические идеалы литературы выше идеологических, может оказать существенное влияние на развитие казахского литературоведения Независимого Казахстана в ХХІ веке.

Оригинальная концепция Бакыт Карибаевой уже получила одобрение в 2006 году в Министерстве образования и науки Казахстана. Таких же положительных отзывов литературной общественности удостоилась и монография Бакыт Карибаевой «Керуен», изданная в 2014 году в рамках проекта «Библиотека Сары-Арки».

В 2013 году Бакыт Карибаева выступила на Международной конференции «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты», прошедшей в городе Чита Российской Федерации с докладом об известном казахском поэте Жумекене Нажимединове.

В предлагаемой вниманию читателя книге «Караван выходит на дорогу» он познакомится с биографией Бакыт Карибаевой, узнает о драматических событиях ее непростой жизни, ее научной и литературной деятельности. В настоящем издании представлено и творчество самой Бахыт Карибаевой, известного писателя и профессора, доктора филологических наук, произведения которой впервые издаются на русском языке.

Пожелаем этой интересной книге счастливой встречи со своим читателем!


Светлана Назарбаева

Камень: имя и судьба

Бакыт Карибаева родилась 2 ноября 1943 года в Жана-Аркинском районе Карагандинской области в старинном местечке Каражартас на берегу реки Сарысу. Ее предки из казахского рода Карпык с давних времен кочевали вдоль этой реки.

Дед Омарали Калжан-улы был председателем сельского совета Тугискен, в состав которого входило 13 аулов. Холодной осенью 1937 года по доносу односельчанина его арестовали сотрудники НКВД, и он 7 лет отбывал срок в исправительном лагере на Колыме. Мать Бакыт Гульбарам Омиралина была первой женщиной-коммунисткой в своем крае, ее избрали председателем сельского совета Тугискен, затем председателем правления колхоза «Женис». Она принимала участие в слете работников сельского хозяйства в Алма-Ате. Отец Карибай Мажырабаев был первым председателем правления впервые сформированного в этих краях колхоза «Карсыадыр». В 1940-1942 годах по доносу односельчанина он оказался в тюрьме, затем был отправлен на работы в трудовую армию.

О своей семье Бакыт Карибаева рассказала в интервью, данному газете «Ана тілі»: «Меня, новорожденную девочку, назвали редким именем Тас – Камень, чтобы жизнь моя была прочной, как камень. Таким образом, первым словом, которое я услышала в этом мире, было это слово. Непростой человек придумал такое имя, которое стало для меня не столько именем, сколько судьбой. Этого человека звали Дос, и он был сыном поэта Жумабая-кажы, родного брата моего прадеда. Одаренные потомки Жумабая несомненно унаследовали его поэтический дар: я нередко была свидетелем их красноречия, искусства пения и игры на домбре, умения свободно излагать прозу стихами.

Два брата, Жумабай и Калжан, трижды совершившие хадж в Мекку и Медину, мои прадеды по материнской линии, были уважаемые в округе люди из рода Тама, кочевавшего по Бетпак-Дале и Чу. Мой дед по матери, Омарали Калжан-улы, наделен поэтическим даром и женился на своей возлюбленной Жаксыбале без калыма, поразив ее своим искусством в айтысе.

Омарали, подобно Шакариму, был всесторонне развит: он был не только мастером по пошиву обуви и великолепным охотником, но и с большим удовольствием исполнял на домбре кюи своего родича, знаменитого Таттимбета. Омарали прожил долгую жизнь – 100 лет: для меня он был воплощением образа мудрых старцев Востока. Покидая этот мир, он сам себе прочел молитву (иман) и, подобно Бернарду Шоу и Калибеку Куанышбаеву, легко ушел из этой жизни без каких-либо страданий. В свою бытность непобедимым борцом и лихим жигитом он занимался крупными торговыми сделками, сопровождая караваны в Сары-Арку из Узбекистана, Киргизии и России.

Моя мать Гульбарам была старшей дочерью Омарали. Когда Омарали отбывал срок на Колыме, его жена скончалась при родах своего последнего, десятого сына, такая же участь постигла всех ее предыдущих сыновей. Десятый сын Омарали впоследствии также умер. Моя мать Гульбарам сохранила опустевший очаг своего отца. Будучи первой женщиной-коммунисткой в нашем крае, она выписывала и регулярно читала журнал «Коммунист», благодаря чему расширяла свой кругозор и свои литературные познания.

Мой отец Карибай Мажырабаев, являясь первым начальником управления впервые сформированного колхоза «Карсыадыр», вместе со своим тестем Омарали руководил деятельностью всего районного края. Его энергия и широкий кругозор во многом превосходили кампанейские мероприятия того времени. Не считая, что ущемляет свой мужской авторитет, он всячески поддерживал свою жену Гульбарам, нередко подсаживая ее в седло на коня Аккуйрык и отправляя на дальние отгоны по служебным делам».

После окончания в 1961 году сельской средней школы Бакыт Карибаева самостоятельно принимает решение ехать на учебу в столицу КазССР Алма-Ату. Отец Карибай всячески содействует ей в этом. В 1961-1965 годах Бакыт обучалась в Казахском Педагогическом институте имени Абая в Алма-Ате по специальности «Казахский язык и литература».

КазПИ им.Абая в Алма-Ате – одно из первых высших учебных заведений Казахстана, организованное на базе Института просвещения в Ташкенте. Это заведение послужило своеобразным творческим гнездом для лучших представителей казахской интеллигенции начала ХХ века. Санжар Асфендияров, Кудайберген Жубанов, Мухтар Ауэзов, Ахмет Байтурсынов, позже Сакен Сейфуллин в стенах этой альма-матер занимались научно-практическими проблемами просвещения казахского народа. В связи с переносом столицы Казахстана в Алма-Ату Институт переехал в столицу и сменил название на КазПИ: Казахский педагогический институт. Но заложенные казахскими учеными мирового масштаба, деятелями литературы и искусства традиции долгое время сохранялись в стенах этого старейшего ВУЗа. Даже после репрессий 1930-х годов Ахмет Байтурсынов продолжал свою деятельность как видный ученый-просветитель казахского общества ХХ века.

Поступив в КазПИ, Бакыт Карибаева сделала правильный выбор. Этот храм науки времен оттепели 1960-х годов долгое время оставался одним из ключевых центров образования, ведь здесь трудились такие специалисты своего дела, как Халел Адильгереев – выпускник Казанского университета, соратник самого Ермахана Бекмаханова, знатока историографии, Шайкы Карибаев, занимавшийся исследованием оригинальных произведений лучших мастеров слова, выходцев благодатной Сары-Арки. Кажым Жумалиев, получивший тюремный срок из-за своих консервативных взглядов в оценке крупных казахских поэтов, расходившихся со стандартами и советской идеологии, основанной на программах Сталина. Молодой оригинальный ученый Хасен Адибаев, философ по специальности, защитивший кандидатскую диссертацию по Одоевскому на русском языке, вел литературные кружки, прививая интерес к подлинной литературе в духе Серебряного века. Общение и живая связь с такими личностями оказали благотворное влияние на творческое и личностное становление молодой девушки из сельской глубинки.


С этой книгой читают
Этот отзыв Белинского о поэме противостоял явно критическим оценкам ее в ряде других журналов. Ср. также оценку поэмы «Разговор» как «прекрасного произведения» в рецензии на ч. II «Физиологии Петербурга». Более критическим был отзыв Белинского уже в статье «Русская литература в 1845 году». Там отмечались «удивительные стихи», которыми написана поэма, насыщенность ее мыслью, однако указывалось на «слишком» заметное влияние Лермонтова. Сравнивая «Р
«…Но довольно выписок: из них и так видно, что герои романа г. Машкова так же пухлы, надуты, бесцветны, безобразны, как и его слог. Рассказывать содержание романа мы не будем: это путаница самых неестественных, невозможных и нелепых приключений, которые оканчиваются кроваво. Поговорим лучше о слоге г. Машкова, образцы которого мы представили читателям; это слог особенный…»
«…Карамзин в своих стихах был только стихотворцем, хотя и даровитым, но не поэтом; так точно и в повестях Карамзин был только беллетристом, хотя и даровитым, а не художником, – тогда как Гоголь в своих повестях – художник, да еще и великий. Какое же тут сравнение?…»
«Кто не любит театра, кто не видит в нем одного из живейших наслаждений жизни, чье сердце не волнуется сладостным, трепетным предчувствием предстоящего удовольствия при объявлении о бенефисе знаменитого артиста или о поставке на сцену произведения великого поэта? На этот вопрос можно смело отвечать: всякий и у всякого, кроме невежд и тех грубых, черствых душ, недоступных для впечатлений искусства, для которых жизнь есть беспрерывный ряд счетов, р
Jakob Mändmetsa novell, mis ilmus esmakordselt 1956. aastal, 26 aastat peale kirjaniku surma.
Eduard Bornhöhe 1896. aastal avaldatud novell.
Только на Призрачных Мирах! Дилогия по выгодной цене! Две книги под одной обложкой! Он: Вражда между магами Короля и оборотнями длится уже не одну сотню лет. За это время в пыточных камерах дворца сгинуло много волков. Но я сбежал, скрылся в Черном лесу, научился выживать среди Теней. Пришлось научиться. А потом мне на голову свалилась странная полуголая девица, утверждающая, что я – её сон, и все пошло под откос! Она: Хирург сказал: «
В камине потрескивали поленья, загадочно перешёптываясь, а юная Настасья Даниловна Мордвинова вспоминала, с чего началась вся эта странная запутанная история. Задумавшись, она кончиками пальцев ласково поглаживала бугристую кожу ручного ящера. Лучший друг, сидя у неё на коленях, смотрел на огонь, не моргая и наслаждался исходящим от камина теплом и светом. Настасья Даниловна и поныне не понимала – как осталась жива в ту страшную зловещую но