Часть 1. Путешествие к Кезеной-Ам.
Арсен остановил машину возле гостиницы «Городок» и высунулся из окна. На парковке в тени деревьев стояла девушка в джинсах и длиной оранжевой тунике. Маленькая, худенькая с копной каштановых кудряшек, покрытых тонкой оранжевой косынкой, с фотокамерой в руках. На вид ей чуть больше двадцати выглядит растерянной. Хочется спросить, где её мама.
– Вы Марина? – улыбаясь спросил Арсен, ища глазами её попутчиков.
На экскурсию не записываются поодиночке. Обычно туристов набивается полная машина, чтобы сэкономить. Настроение с утра было радостным и бодрым. Арсен любил свою работу. Любил радостный настрой туристов, открывающих для себя интересные места. Любил чувство отпуска, возникающее каждый раз, когда он ехал по красивейшим местам своей родной земли.
– А вы Арсен? Вы опоздали, – обличающим тоном сказала девушка.
Она подняла с земли коричневую сумку, уверенной походкой обошла машину, открыла дверь и села на переднее сидение. Похоже, попутчиков не будет. Её движения были быстрыми и резкими. Это никак не вязалось с первым впечатлением, когда она казалась нежной и беззащитной. Сейчас её брови были нахмурены, а губы поджаты. Арсен кожей чувствовал, как сильно недовольна клиентка. А ведь экскурсия ещё не началась.
– На пять минут всего, – зачем-то стал оправдываться Арсен.
Он возил туристов на экскурсии уже три года, всякое повидал, а эта девчонка словно выбила из-под него стул в переполненном людьми зале. На мгновение он почувствовал себя первоклассником, а строгая учительница ругает его за плохой почерк перед всем классом. Это было неприятно.
– Поехали, надо нагнать время, – отозвалась Марина, поправляя оранжевую косынку. Девушка не смотрела на водителя. Тон её голоса был деловым и будничным.
Арсен развернул машину и выехал на дорогу. Кто с таким настроением заказывает экскурсию в горы?
Ранним июньским утром дороги в Грозном свободные, ехать одно удовольствие. Солнце ещё не обжигает, как адова сковорода и ветерок приятно дует в окно. Людей на улицах мало. Машина выехала на проспект Путина, а обмен приветствиями так и не состоялся. Девушка нервничала, Арсен не мог понять почему. Как будто они едут не на экскурсию к самому высокогорному озеру Кавказа, а опаздывают в аэропорт.
Хотелось рассказывать о любимом городе, делиться его историей и хвастаться удивительными постройками. Много вы видели круглых ресторанов? А в Грозном есть! Похож на большой голубой стеклянный мяч. А вы видели Дворец Торжеств с его роскошным фасадом? А удивительную мечеть рядом с небоскрёбами? А Парк Цветов? Признайтесь, вы ведь привыкли смотреть на цветы сверху вниз. А в Грозном цветы смотрят сверху на вас. Неужели вы ещё не посетили улицу Шашлыков? Что же вы? Такого нет больше нигде! Вас ждёт целая улица шашлычных с уютными комнатами для отдыха и тщательно оберегаемыми рецептами шашлыков. А ранним утром непременно поезжайте к Лестнице в небеса. Вам откроется панорама на утопающий в зелени город. Это особенно красиво в утренней тишине.
Арсен молчал. Неожиданное поведение клиентки сбило радостный настрой. Девушка бросила сумку на заднее сидение, надела солнцезащитные очки. За окном промелькнул Грозный-Сити, мечеть Сердце Чечни, река Суджа. Надо было начинать экскурсию, пока за окном не промелькнула граница города.
– Наш маршрут будет проходить через несколько населённых пунктов. Сначала мы сделаем остановку в Шали и посмотрим мечеть Гордость Мусульман. Это самая большая мечеть в Европе. Она может вместить до тридцати тысяч человек. Белый мрамор для её строительства завозили с греческого острова Тасос. Когда мы приедем на место, я расскажу подробнее. Затем проедем по живописной горной дороге к озеру Кезеной-Ам, посетим древнее поселение Хой… – начал Арсен налаживать контакт. У него был лёгкий, почти незаметный акцент.
– Нет, наш маршрут лежит сразу на озеро по живописной дороге. Остановки будем делать по моему требованию. Сначала смотрим древние развалины, потом озеро. Арендуем лодку, чтобы сделать снимки из воды. Потом троллей, чтобы снять озеро сверху. Ещё не плохо бы два национальных блюда… Жижиг-галнаш и каких-нибудь лепёшек. И хотелось бы получить информацию, о которой не знает Википедия. Что-нибудь местное, колоритное, – сказала Марина. Она достала из чехла фотокамеру и сняла крышку с объектива.
Девушка повернулась к Арсену, ожидая согласия. В её глазах не было вопроса: понял ли он распоряжение и согласен ли с ним. Она просто отдала команду спокойным голосом. Арсен кивнул. Кто платит, как говорится, тот и заказывает.
Обычно туристки делились на две группы: «трусишки» и «восторженные». «Трусишки» боялись своим незнанием причинить какой-нибудь ущерб местным традициям. Поэтому соблюдали эти традиции преувеличенно напоказ, что часто выглядело нелепо и забавно. Эти барышни, несмотря на жару и другое вероисповедание, упаковывали себя в закрытую одежду, надевали на голову платок, садились на заднее сидение, чтобы не оказаться с мужчиной слишком близко, боялись подать ему руку, когда он предлагал помощь при восхождении на горный склон.
А «восторженные» так показушно наслаждались путешествием, что впадали в противоположную крайность. Эти говорили много и громко, выражали свой восторг в таких словах, что, казалось, их впервые выпустили на свет божий из тёмного подвала. Было это примерно так: «О! Это самые величественные и потрясающие моё воображение горы! О, я ничего вкуснее в жизни не ела! О! Смотрите какие коровки!». Его хватали за руки, на него направляли озорные взгляды широко распахнутых глаз. Задавали множество вопросов, не ожидая ответов. А эта пассажирка вела себя так, словно она едет на такси к своему офису.
– Я блогер, – снизошла до объяснений Марина и сразу перешла на «ты». – Мы с тобой почти коллеги. Ты возишь на экскурсии по дороге, а я по интернету. Буду снимать видео про горное озеро Кезеной-Ам. Нужны хорошие снимки для статьи и много видеоматериала. Поэтому надо попасть в горы как можно раньше и у нас нет времени на остановки. По прогнозу после обеда там может быть дождь. Я ехала сюда пятьсот километров и у меня только один день для съёмки. Не хотелось бы, чтобы из-за погоды всё сорвалось.
– Какой прогноз? Где горы, а где прогноз? Там у дождя своё расписание, – буркнул Арсен.
– Тем более, – сказала девушка и отвернулась к окну.
Арсен выехал из Грозного. Дороги в Чечне хорошие. Ровные, достаточно широкие, с чёткой свежей разметкой. Впереди видны горы, цепляющее небо зелёными вершинами. Неужели ей совсем нерадостно от предстоящего путешествия?
Марина смотрела в окно на пролетающие мимо дома, минареты, магазинчики и портреты современных вождей. Хотелось лечь на диван, укрыться пледом, закрыть окно, выключить телефон и спать. Вчера после работы она вздремнула пару часов, а потом поехала в Грозный. Проведя шесть часов за рулём, она успела только заселиться в номер, принять душ и наскоро позавтракать. И тут выяснилось, что, по версии Яндекса, в месте предполагаемой видеосъёмки сегодня ожидается дождь. Настроение тут же скатилось в самую глубокую пропасть, в которой пребывало до сих пор. Можно было поехать к озеру самостоятельно, предварительно выспавшись. Но тогда её руки будут заняты рулём, а хотелось бы, чтобы фотокамерой. Экскурсовод, конечно, в этом не был виноват. Попал под дурное настроение. Вот теперь он молчит и явно не знает, как с ней себя вести. Как неловко! Марина повернулась к водителю и стала его рассматривать. Обычный мужик, лет тридцати. Может, меньше. Или больше. Поймёшь тут, когда пол-лица закрыто бородой. Глаза светлые, волосы коротко подстрижены, чёрные джинсы, рубашка с длинным рукавом.