Что это?
Помоги мне, Оби-Ван Кеноби.
Ты моя единственная надежда.
Помоги мне, Оби-Ван Кеноби.
Ты моя единственная надежда.
Он говорит, ничего, сэр. Неисправность.
Старая информация. Не обращайте внимания.
Звездные войны: Эпизод IV – Новая надежда
В декабре 2016 года в Озоне-Амазоне появились две мои книжки (обе на русском и на английском). Ссылаться на них я буду как на Книгу Первую (на русском и на английском) и на Книгу Вторую (на русском и на английском). Книга Третья – перед вами (тоже на русском и на английском).
Этим я закрыл период своей жизни, начавшийся 18 февраля 1989 года, когда я по телефону своей будущей второй жене надиктовал первую схему-таблицу теории уровней абстрактного интеллекта. Настало время поднять глаза и оглядеться вокруг. А что вокруг?
Трамп стал президентом. Саакашвили подал в отставку с поста губернатора Одессы и объявил о создании новой политической партии. После чего ему заблокировали все украинские телеканалы. Кроме передачи Савика Шустера, которую, впрочем, тоже скоро закроют.
В первой книге была глава про политику, и там главными персонажами были Трамп, Саакашвили и Путин. Про Трампа и Саакашвили смотри выше. Теперь про Путина.
Путин и путинская машина пропаганды на сегодня – главная угроза цивилизованному миру. Долг каждого умного человека – выступить против этой машины, помочь ей наконец издохнуть. Но если это война, если перед нами машина войны – то что мы можем ей противопоставить? Мы можем противопоставить ей новейшие и сильнейшие методы анализа информации —
информации излучаемой, передаваемой,
распространяемой, во-первых, и
информации воспринимаемой, понимаемой – во-вторых.
В начале второй книги я уже использовал этот образ: радиопередача возможна на определенной частоте и приемник должен настроиться на эту частоту. Человеческое общение тоже идет на определенных частотах – уровнях. Только в человеческом общении таких уровней 8 и их номера от 1 до 8.
Первая книга описывала эту модель теоретически. Вторая приводила примеры из кинофильмов на все уровни и на различные варианты их взаимодействие.
Второй ведущий мотив этой книги (и вообще всей серии) вот какой. Культурные русскоговорящие хомо-сапиенсы до сих пор не нашли такую – смысловую – площадку, на которой они могли бы объединиться все – и так, чтобы сам характер этой площадки отпугивал мерзавцев, идиотов и жуликов. (О технической площадке речи нет – это решаемо). И я очень хотел бы такую площадку создать – своими книгами – и обсуждением этих книг.
Подобно тому, как города строились у воды, а промышленные предприятия – у дешевых источников энергии, так и площадку для серьезного обсуждения серьезных проблем надо строить —где? Рядом с производителем новых глобальных смыслов. На сегодня лучшим в мире производителем глобальных смыслов является американское кино.
Разбирая конфликты и проблемы, воплощенные в американском кино (начиная примерно с 1990го года), я запускаю в руссскоговорящую среду новые темы для обсуждений. Это задает смысловой характер площадки – говоря языком моих прежних книг – шестой и восьмой уровень. Шестой – умей сформулировать свою мысль и обосновать ее. Восьмой – умей учесть интересы и мнения как можно большего числа возможных собеседников-оппонентов.
Философия – со времен Сократа – чаще притворялась средой свободного диалога, чем была таковой. Допускаю, что сам Сократ любил именно свободный диалог, но уже Платон в сократических диалогах выступает как искусный манипулятор. А манипуляция и свободный диалог не совместимы.
Между прочим, недостаточно высокая культура диалога привела и западный мир к двум шокирующим открытиям-себя: ни Трамп ни Брекзит не были предсказаны социологами. Почему? Потому что одна половина общества упорно игнорировала другую половину – и только по результатам голосования поняла, что та другая половина тоже существует.
Так две цели – Противостояние Злу и Объединение Сил Добра в цивилизованном (6—8) диалоге – смыкаются – и заставляют меня двигаться дальше, разворачивая одну мысль за другой, выпуская одну книгу за другой. Вот в таком Объединении Сил Добра, Способных Противостоять Злу и есть моя последняя надежда.