Smart Reading - Ключевые идеи книги: Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. Ричард Талер, Касс Санстейн

Ключевые идеи книги: Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. Ричард Талер, Касс Санстейн
Название: Ключевые идеи книги: Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. Ричард Талер, Касс Санстейн
Автор:
Жанры: Управление экономикой | Социология | Социальная психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Ключевые идеи книги: Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. Ричард Талер, Касс Санстейн"

Этот текст – сокращенная версия книги Ричарда Талера и Касса Санстейна «Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.

О книге

От того, как расставлены блюда в школьной столовой, зависит, что дети положат себе в тарелку: брокколи с рыбой или макароны с сыром. Так действует архитектура выбора – правильно сформированная, она помогает человеку совершить полезные для него действия и отказаться от вредных.

Реальные люди далеки от homo economicus, которые всегда принимают верные экономические решения. Мы ленимся, поддаемся влиянию и плохо оцениваем риски. Но эти наши особенности можно учесть на уровне госполитики и госуслуг, помогая людям сберечь здоровье, не отказаться от обучения или начать вовремя откладывать на старость.

Книга «Nudge» рассказывает, как это работает в масштабах общества и для вас лично. После ее публикации при правительствах Великобритании и США были созданы центры для внедрения архитектуры выбора на государственном уровне.

Зачем читать

• увидеть факторы, которые предопределяют наш выбор, и начать выбирать решения более осмысленно;

• понимать, как научные работы по экономике могут оказывать влияние на повседневную жизнь и благосостояние;

• знать одно из важных направлений изменения госполитики – архитектуру выбора и влияние на поведение граждан.

Об авторе

Ричард Талер – профессор Чикагского университета (США), в 2017 году получил Нобелевскую премию по экономике, в 2015 году был президентом Американской экономической ассоциации. Автор нескольких книг: Quasi Rational Economics, The Winner’s Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life, Misbehaving: The Making of Behavioral Economics (переведена на русский «Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики»).

Касс Санстейн – юрист, профессор Гарвардской школы права (США). Также занимается исследованием вопросов поведенческой экономики. В 2009–2012 годах занимал должность руководителя Управления по делам информации и регулирования Белого дома.

Бесплатно читать онлайн Ключевые идеи книги: Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. Ричард Талер, Касс Санстейн


Оригинальное название:

Nudge. Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness


Автор:

Richard H. Thaler, Cass R. Sunstein


Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw www.allmedialaw.ru

Социализм или свободный рынок? Что тут обсуждать?

«Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье» – это переосмысление роли государства в жизни общества в целом и каждого человека в частности. Авторы стараются избегать понятия «социализм» и отмечают, что они «за свободный выбор», то есть рыночную экономику. Поэтому предложенный алгоритм корректировки архитектуры выбора (и государственной политики) они называют «либертарианский патернализм», как бы подчеркивая, что какие-то решения принимаются за нас (патернализм), но в целом без навязывания – свобода выбора остается за нами. Ведь любой государственный институт невольно занимается архитектурой выбора и не является полностью нейтральным. Олицетворение этого – вынесенное в название слово nudge, которое означает «легко подталкивать локтем», «наводить на мысль», «побуждать».

Пример работы архитектуры выбора: порядок расстановки блюд в школьной столовой напрямую влияет на то, что дети кладут в свою тарелку. Одна последовательность подталкивает их к более здоровому питанию, другая, напротив, позволяет им беззаботно набить животы сладким и жирным. В рамках либертарианского патернализма идет поиск таких случаев, где оформление выбора влияет на поведение человека и подталкивает его к таким действиям, которые вообще-то соответствуют его собственным интересам.

Почему эта тема так актуальна? Напомним, что Ричард Талер получил Нобелевскую премию, а в Великобритании и США после публикации книги при правительствах были созданы центры[1], анализирующие государственную политику и предлагающие повышение ее качества согласно идеям либертарианского патернализма. Внимание к архитектуре выбора, то есть донастройке, казалось бы, второстепенных вопросов, связано с тем, что другие инструменты для повышения качества государственного управления и, следовательно, экономического роста во многом в развитых странах исчерпаны.

Оптимизация архитектуры выбора снижает транзакционные издержки для экономических субъектов и подталкивает их к оптимальному поведению – как с точки зрения их собственных интересов, так и общества. (Кстати, ко многим приемам либертарианского патернализма прибегают компании, когда они манипулируют нашим поведением в магазинах и т. п.) Конечно, при обсуждении архитектуры выбора всплывает тема излишнего патернализма, который был в социалистической системе. Ведь мы привыкли воспринимать экономическую политику в координатах двух полюсов – социализма и свободного рынка. Но похоже, что такая система координат не помогает в XXI веке повышать качество государственного управления.

Предложенный в книге взгляд на экономику и экономическую политику имеет отношение не только к поведенческой, но и к институциональной экономике. Последнее подчеркивается тандемом авторов: Ричард Талер – экономист, а Касс Санстейн – юрист. Именно из юриспруденции в первой половине XX века переходили в экономику специалисты, заложившие основы институционального подхода. Они хорошо понимали, насколько накладываемые законодательством правила влияют на поведение экономических субъектов.

Чем отличается человек от homo economicus?

Главный аргумент в пользу либертарианского патернализма, то есть сознательной корректировки архитектуры выбора, состоит в том, что обычный человек значительно отличается от описанного в экономической литературе рационального и делающего всегда максимально оптимальный выбор homo economicus. На этом открытии базируется вся поведенческая экономика. Поведенческая экономика исходит из того, что у человека есть две системы мышления:

• первая[2] – быстрая, реактивная, ассоциативная, базируется на привычках;

• вторая[3] – медленная, осознанная, аналитическая, учитывает правила.

В повседневной жизни мы принимаем множество решений, прибегая к первой, реактивной системе. Это экономит время, но также оборачивается тем, что мы предвзяты, необъективны и делаем ошибки. Опираясь на первую систему мышления, мы неверно оцениваем опасности и риски (переоцениваем вероятность таких редких, но громких событий, как террористические акты, и недооцениваем такие обыденные вещи, как проблемы с сердечно-сосудистой системой). Мы излишне оптимистичны (спросите любого водителя, насколько он лучше среднестатистического… и вы поймете, что каждый первый – супергонщик). Мы не любим проигрышей до такой степени, что это мешает нам реально оценивать ситуацию и действовать. Также мы ленивы и предпочитаем сохранять статус кво (например, мы можем платить ежемесячно Netflix, хотя не помним, когда последний раз смотрели «Карточный домик»).


С этой книгой читают
Это саммари – сокращенная версия книги «Против часовой стрелки. Осознанный подход к здоровью и сила возможности» Эллен Лангер. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.В теории все мы согласны с расхожей фразой «нет ничего невозможного». Но умеем ли мы доказать это на практике? Еще в 1979 году психолог и исследователь Эллен Лангер провела эксперимент, который убедительно доказал: предоставление человеку выбора, удачно подобранное слово и н
Это саммари – сокращенная версия книги «Богиня глюкозы. Нормализуйте уровень сахара в крови, чтобы изменить свою жизнь» Джесси Инчаспе. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.«Вам нужен сахар, чтобы набраться энергии, и орехи, чтобы поддержать мозг, – съешьте батончик X», «Чувствовать сонливость в час дня – нормально. Выпейте кофе Y». Мы знаем, что это маркетинговые уловки, но… едим батончики и пьем кофе. Уровень глюкозы в крови скачет в
Этот текст – сокращенная версия книги Карен Прайор «Не рычите на собаку: новое искусство обучения». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.О книгеМетоды, которые в 1984 году Карен Прайор изложила в своей книге «Не рычите на собаку», изменили представления о поведенческой психологии и смягчили способы дрессировки животных. Она доказала гипотезу о том, что эффективно обучать можно не только человека, но и любое живое существо, вплоть до мо
Это саммари – сокращенная версия книги «Оффер на $100 миллионов. Как делать предложения, от которых невозможно отказаться» Алекса Хормози. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.Что лучше, снотворное или медитация перед сном? Кажется, ответ очевиден. Тогда почему мы не знаем ни одного многомиллиардного бизнеса, связанного с медитацией, а число сверхприбыльных фармацевтических компаний растет с каждым годом? Парадоксально, но люди тратят
Дефолт по обязательствам государства на рынке ГКО в августе 1998 года мог снизить нагрузку на бюджет страны, то есть оздоровить финансы. Однако в угоду внешним и компрадорским интересам под предлогом дефолта в стране провели катастрофическую девальвацию национальной валюты (рубля). Помимо резкого снижения жизненного уровня в РФ, девальвация рубля дестабилизировала экономику и государство, исключила РФ из участия в международной политике.
Международные и внутриэкономические аспекты финансов взаимосвязаны. Их взаимосвязь между собой и с геополитикой показана в кризисных ситуациях 2008 и 2014 годов. Геополитический статус государства инициирует создание адекватной ему финансовой системы. В этой связи России предстоит сформировать инвестиционный цикл в экономике на базе отечественных финансов.
Посвящено вопросам, находящимся на стыке правовой и экономической тематики. Содержит обзор основных институтов, принимающих участие в регулировании экономических процессов в ряде зарубежных стран. На современном фактическом материале и в доступной форме освещаются общее и особенное в источниках правового регулирования институтов, в способах их формирования, в сфере компетенции, в приоритетах их деятельности. Анализируется степень общественного до
Действующая инфляционная модель экономики с использованием зарубежного кредитования перестала даже частично соответствовать приоритетам России. Развитие экономики РФ с текущего момента должно базироваться, главным образом, на использовании российской денежно-кредитной системы, которую необходимо оперативно вывести на качественно более высокий уровень. Это позволит снять часть нагрузки с бюджета. Успеху в финансах будет содействовать возросший гео
Издание книги для детей Виктора Петровича Астафьева действительно необходимо. Как мы далеко ушли от себя, своего детства, простой земной жизни! Как, оказывается, много успели разрушить в нас рыночный век, паутина Интернета, социальные сети. В нас, в старших, всё-таки немного защищённых возрастом и опытом. А в детях… Что там, даже в деревенских детях, осталось от реки и леса, неба и живой уличной жизни и дружбы? Тоже ведь ещё и до школы – телевизо
Новая книга Виктора Киркевича «Киев для романтиков» несомненно вызовет у читателей интерес. Автор вложил в нее свои поистине энциклопедические знания о Киеве, его знаменитых улицах, домах и жителях. Он с увлечением рассказывает об Андреевском спуске и Аскольдовой могиле, киевских святых местах и Лысых горах (местах сборищ нечистой силы), а их, как известно, в Киеве целых четыре, о Владимирской улице и Верхнем городе, о Печерске и Липках, о советс
Я знала его ещё девчонкой. Высокий, сильный, он казался мне оплотом надёжности. Играл со мной в куклы, качал на качелях, а я смотрела на него наивными детскими влюблёнными глазами. После смерти моего отца наши пути разошлись на долгих пятнадцать лет. А когда мы встретились снова, едва ли не первое, что прозвучало из его уст в мою сторону - непристойное предложение. Только теперь мне далеко не десять, я успела разочароваться в любви и мне предсто
Марат Алтаев жил себе спокойно, пока у собственного порога не встретил решительную и дерзкую девицу. Она остра на язык и ошеломительно красива. Таких обходят десятой дорогой, опасаясь сердечных ран и всяких напастей. Умом он понимает, что полуночную знакомую проще выкинуть из головы, чем назвать своей. Забыть, говорите? Щаз!