Алексей Константинович Толстой - Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного

Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного
Название: Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного
Автор:
Жанры: Русская классика | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного"

Одной из самых противоречивых фигур на российском престоле был Иван IV, заслуживший у современников прозвище Грозный. Первый правитель, венчанный на царство, собиратель осколков Большой Орды – Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. И в то же время жертва собственных страхов и подозрений, деспот, создавший опричнину. Исторический роман А.К. Толстого «Князь Серебряный» повествует о воеводе, вернувшемся с Ливонской войны к царскому двору, где всеми делами заправляют опричники. Перед героем встает вопрос: как противостоять злу, сохранив верность государю?

Произведение сопровождается публикацией отрывков, посвященных эпохе Ивана Грозного, из трудов выдающихся русских историков Н.М. Карамзина и В.О. Ключевского.

Проект «Собиратели Земли Русской» реализуется Российским военно-историческим обществом при поддержке партии «Единая Россия».

Бесплатно читать онлайн Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного


© Российское военно-историческое общество, 2023

© Оформление. ООО «Проспект», 2023

Предисловие к серии

Дорогой читатель!

Мы с Вами живем в стране, протянувшейся от Тихого океана до Балтийского моря, от льдов Арктики до субтропиков Черного моря. На этих необозримых пространствах текут полноводные реки, высятся горные хребты, широко раскинулись поля, степи, долины и тысячи километров бескрайнего моря тайги.

Это – Россия, самая большая страна на Земле, наша прекрасная Родина.

Выдающиеся руководители более чем тысячелетнего русского государства – великие князья, цари и императоры – будучи абсолютно разными по образу мышления и стилю правления, вошли в историю как «собиратели Земли Русской». И это не случайно. История России – это история собирания земель. Это не история завоеваний.

Родившись на открытых равнинных пространствах, русское государство не имело естественной географической защиты. Расширение его границ стало единственной возможностью сохранения и развития нашей цивилизации.

Русь издревле становилась объектом опустошающих вторжений. Бывали времена, когда значительные территории исторической России оказывались под властью чужеземных захватчиков.

Восстановление исторической справедливости, воссоединение в границах единой страны оставалось и по сей день остается нашей подлинной национальной идеей. Этой идеей были проникнуты и миллионы простых людей, и те, кто вершил политику государства. Это объединяло и продолжает объединять всех.

И, конечно, одного ума, прозорливости и воли правителей для формирования на протяжении многих веков русского государства как евразийской общности народов было недостаточно. Немалая заслуга в этом принадлежит нашим предкам – выдающимся государственным деятелям, офицерам, дипломатам, деятелям культуры, а также миллионам, сотням миллионов простых тружеников. Их стойкость, мужество, предприимчивость, личная инициатива и есть исторический фундамент, уникальный генетический код российского народа. Их самоотверженным трудом, силой духа и твердостью характера строились дороги и города, двигался научно-технический прогресс, развивалась культура, защищались от иноземных вторжений границы.

Многократно предпринимались попытки остановить рост русского государства, подчинить и разрушить его. Но наш народ во все времена умел собраться и дать отпор захватчикам. В народной памяти навсегда останутся Ледовое побоище и Куликовская битва, Полтава, Бородино и Сталинград – символы несокрушимого мужества наших воинов при защите своего Отечества.

Народная память хранит имена тех, кто своими ратными подвигами, трудами и походами расширял и защищал просторы родной земли. О них и рассказывает это многотомное издание.

В. Мединский, Б. Грызлов

Князья, царь и Бог. Христианский идеал в романе «Князь Серебряный» А.К. Толстого

Алексей Константинович Толстой широко известен русскому обществу прежде всего благодаря своей сатирической поэме «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Какой образованный русский не знает ее?! Но для самого автора эта поэма никогда не была центральной в сумме его литературных трудов, весьма значительной по объему.

Алексей Константинович Толстой, имея сатирический талант, в ядре своего творчества хранил глубокую печаль о несовершенстве мира. Это был в первую очередь наихристианнейший писатель. Может быть, христианин номер один во всей русской литературной классике. Мировидение его и весь ход литературных исканий подчинены по преимуществу одной идее: увидеть и показать читателю, как проступают черты незыблемой вечности на тонкой материи быстротекущего времени.

А вечность у А. К. Толстого – это всегда и неизменно субстанция, находящаяся в уме Господа Бога, понимаемого безусловно и безоговорочно в рамках православной ортодоксии. Вечность у Алексея Константиновича задает времени эталоны. А время в лице литературных персонажей со всеми их страстями, соблазнами, грехами, но и со всем их благочестием и всей их добродетелью держит экзамен на соответствие этим эталонам.

Так, в одном из центральных произведений творчества А. К. Толстого (действительно центральных, а не как «История государства Российского…»), мистической поэме «Иоанн Дамаскин», большой святой и одновременно величайший христианский поэт проходит через тяжкие испытания. Сам Господь дает в итоге оправдание его творчеству. Ромейская империя в целом и славное монашество ее в частности словно испытываются вместе с главным героем и вместе с ним же с честью выходят из испытаний.

Русская историческая реальность у А. К. Толстого не дает образцов подобного духовного триумфа. Но она все-таки порождает личностей, способных к величию духа.


И. Е. Репин.

Портрет Алексея Константиновича Толстого. 1879


Таков, например, сын и наследник Ивана Грозного Федор в знаменитой пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Отпрыск громокипенного монарха вроде бы «прост умом», слаб в государственных делах, но доброта его и вера столь велики, что даже недоброжелатель государя великий полководец князь Иван Петрович Шуйский вынужден прилюдно поклониться его святости, признать ее, изумиться ее глубине. Федор Иванович даже в ошибках своих и то свят. Он блаженный, он уподобляется Христу и отрывается от времени своего, наполненного низкими интригами и борением корыстолюбивых политических сил.

Таков же и князь Никита Романович Серебряный в маленьком романе, или, как считал сам Алексей Константинович, повести «Князь Серебряный». Он совсем не блаженный, характер его бесконечно далек от характера доброго государя русского Федора Ивановича. Но своими достоинствами князь словно бы отделен от других людей. Он истинно верует, обладает мужеством, как подобает представителю военно-служилого сословия, то есть прежде всего воину, и еще это человек чести. Притом честь его – как сверкающий клинок, ничто ее не способно согнуть, сама же она все разрезает. Никита Романович не способен лгать, интриговать, хитрить – даже ради посольского обычая, на переговорах. Ему не свойственно подличать или искать себе пользы за счет других государевых служильцев. Он прям, прозрачен, тверд, будто кристалл горного хрусталя. Таким и следует быть царскому воину. Можно сказать, он устроен просто, но простота князя такова, что можно назвать ее правильной и даже эталонной.

Ему Василий Блаженный, встретив посреди улицы, говорит: «Ты мне брат!.. Я тотчас узнал тебя. Ты такой же блаженный, как и я. И ума-то у тебя не боле моего… Я все твое сердце вижу. У тебя там чисто, чисто, одна голая правда; мы с тобой оба юродивые!»

В начале повествования князь Серебряный возвращается из дальних мест, желает соединиться со своей возлюбленной и невестой Еленой Дмитриевной из боярского рода Очиных-Плещеевых.


С этой книгой читают
Сто лет русской готической новеллы – такой подзаголовок можно было бы дать сборнику, объединившему имена столь разных авторов. Издание открывается «Лафертовской Маковницей» А. Погорельского, которая считается первым в отечественной литературе произведением с мистическим сюжетом, а заканчивается рассказом А. Грина «Серый автомобиль». Готика входит в моду в начале XIX века. Ориентируясь на европейские образцы, обращаясь к народным быличкам и легенд
«В 1815 году в Вене собрался цвет европейской образованности, дипломатических дарований, всего того, что блистало в тогдашнем обществе. Но вот – Конгресс окончился.Роялисты-эмигранты намеревались уже окончательно водвориться в своих замках, русские воины – вернуться к покинутым очагам, а несколько недовольных поляков – искать приюта своей любви к свободе в Кракове под сомнительной тройственной эгидой независимости, уготованной для них князем Метт
Русский писатель граф Алексей Константинович Толстой (1817–1875) оставил яркое литературное наследство в разных жанрах и посвященное разным темам. Одной из сквозных тем его литературной деятельности была эпоха Ивана Грозного, которой он посвятил свое лучшее прозаическое произведение, любимое многими поколениями читателей, свою лучшую трагедию и яркую критико-публицистическую статью, в которой он размышлял о постановке этой трагедии. Сторонник мон
Стихи, включённые в эту книгу, написаны замечательными поэтами, ставшими классиками русской литературы, – Пушкиным, Баратынским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Майковым и др. Они не только вводят читателей в чудесный мир русской природы, неповторимой и прекрасной во все времена года, – они учат любить и понимать родную природу.Для младшего школьного возраста.
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
.… СБОРНИК СТИХОВ В РАЗУМНОСТЯХ СЛОВОЗНАНИЙ – II – ПОМОГАЮТ ЛЮДЯМ УЗНАВАТЬ НОВЫЕ И СТАРЫЕ ЗНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЛОВОЗНАНИЙ ….
Попав в точку Мёбиуса, герои оказываются в очередном параллельном мире, ведь эта точка, в которой все миры встречаются. В этот раз их ждет приключение в отеле, расположенном в старом замке. Их соседом по номеру оказывается удивительный старик. Не очень простой и даже опасный. Он предлагает поучаствовать в его экспериментах по оживлению картин. Если бы герои знали, чем это им грозит! И с кем они имеют дело! Они бы бежали из этого отеля.
«Тайминг Зо’дача» – это больше, чем просто книга о тайм-менеджменте. Это ваш личный тренер по достижению максимальной продуктивности и эффективности.Автор, Александр Чичулин, проведёт вас через лабиринт современного мира, где время – самый ценный ресурс. Вы узнаете, как приручить его, чтобы оно работало на вас, а не против вас.Эта книга – не просто набор советов. Это дорожная карта к лучшей версии себя, где каждая страница заряжена мотивацией и в
Я, Кирилл Королев. "Современый скептицизм" – это маленькие рассказы или эссе про жизнь в Англии и России. Мой современный округ и понятия, в нём.