На определенных территориях ряда стран, в том числе и России, вводятся специальные правовые режимы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Такие территории создаются с целью развития определенных отраслей хозяйства, торговли или экономики отдельных регионов. Специальный правовой режим предпринимательства на таких территориях выражается, главным образом, в предоставлении льгот, гарантий и мер государственной поддержки их резидентам, зарегистрированным в установленном законом порядке.
В мировой практике встречаются различные термины для обозначения территорий с особым правовым режимом предпринимательства: «свободные экономические зоны» (Республика Беларусь, Литва, Латвия), «специальные экономические зоны» (Польша, Украина, Казахстан), «свободные зоны» (Сербия, Македония), «зоны свободной торговли» (Североамериканская зона свободной торговли НАФТА), «свободные порты» (Латвия) и «свободные склады» (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.), «промышленные парки» (Латвия) и «промышленные зоны» (Чехия, Словакия), «офшоры» (BVI), «экономические зоны» (Нидерланды), «предпринимательские зоны» (Великобритания, Франция, Венгрия) и др. В литературе предложены классификации таких зон по различным основаниям. Наиболее общей является классификация по цели деятельности. Так, выделяют промышленно-производственные зоны, зоны свободной торговли, экспортно-обрабатывающие зоны, зоны ускоренного экономического развития, зоны технико-экономического развития, отраслевые зоны и др.[1].
В отечественном законодательстве 1990-х гг. предпочтение отдавалось более общему термину «свободная экономическая зона» (например, в районе г. Находка[2]), который, однако, не был определен легально. В научной литературе встречались различные его определения, которые в обязательном порядке упоминали территорию и особый режим осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности. В современном законодательстве было отдано предпочтение другому термину – «особая экономическая зона», под которым в Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[3] (далее – Закон об особых экономических зонах) понимается часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. По мнению А.Н. Багаутдинова, смещение акцента со слова «свободные» на «особые» отразило тенденцию усиления контроля государства за внешнеэкономической деятельностью[4]. Мы разделяем точку зрения ученых, которые считают понятия «свободные экономические зоны» и «особые экономические зоны» синонимичными[5]. Хотя у данной точки зрения есть и противники[6].
В настоящее время для определения территории со специальным режимом предпринимательства на уровне федерального законодательства наряду с термином «особые экономические зоны» используются такие термины, как «зона территориального развития» (Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7]; далее – комментируемый Закон), «инновационный центр» (Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»[8]; далее – Закон о «Сколково), а на уровне регионального законодательства – например, «зона экономического благоприятствования»[9]. Данные категории не синонимичны и имеют свои особенности. Настоящий комментарий посвящен анализу такой категории, как зона территориального развития.
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
от 3 декабря 2011 года № 392-ФЗ
«О ЗОНАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 г. Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 г.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования зон территориального развития в Российской Федерации, определяет направления мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах (далее – меры государственной поддержки).
Комментируемая статья определяет сферу применения Закона о зонах территориального развития. Нормы данного Закона определяют порядок создания, функционирования и прекращения существования зон территориального развития. Кроме того, в сферу правового регулирования Закона попадают меры государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах.
Предмет регулирования комментируемого Закона определен аналогично предметам регулирования подобных законов в ряде стран зарубежных стран, например, в Законе Республики Казахстан от 21 июля 2011 г. № 469-IV ЗРК «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»[10], Законе Кыргызской Республики от 16 декабря 1992 г. № 1076-XII «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике»[11], Законе Республики Молдова от 27 июля 2001 г. № 440-XV «О зонах свободного предпринимательства»[12], Законе Индии от 23 июня 2005 г. № 28 «О специальных экономических зонах»[13], а также в некоторых российских нормативных правовых актах: Законе об особых экономических зонах, Федеральном законе от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[14] (далее – Закон об особой экономической зоне в Калининградской области), Федеральном законе от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»[15] (далее – Закон об особой экономической зоне в Магаданской области).
Комментируемый Закон является специальным актом инвестиционного законодательства. В мировой практике многие территории со специальным правовым режимом предпринимательства тесно увязаны с реализацией инвестиционных проектов, поскольку такие зоны создаются, в том числе, чтобы сформировать более благоприятные условия для привлечения инвестиций, чем на остальной территории государства. Речь может идти как об инвестициях в рамках страны, на территории которой созданы зоны, так и об иностранных инвестициях.
В мировой практике доказано, что специальные экономические зоны могут быть хорошим инструментом для привлечения иностранных инвестиций. Механизм привлечения иностранного капитала строится на том, что на определенных территориях создается благоприятный инвестиционный климат с минимальным количеством административных барьеров, льготным налоговым, таможенным, визовым и иным режимом, что способствует поступлению иностранных инвестиций и притоку иностранных высококвалифицированных кадров, а также закупке высокотехнологичного оборудования, ноухау и секретов производства. Характерным примером стран с активным притоком иностранных инвестиций через специальные экономические зоны являются Филиппины, Бангладеш, Мексика. В таких странах, как Никарагуа и Марокко, привлечение иностранных инвестиций называется одной из основных целей создания специальных экономических зон. Венгерское законодательство предоставляет для иностранных фирм в свободных таможенных зонах многочисленные преимущества. Составной частью экономических реформ Китая является привлечение иностранного капитала через специальные экономические зоны. В других зарубежных странах специальные экономические зоны получают инвестиции больше из национальных источников.