Аннотация. Эта книга интересна тем, что в ней будет рассмотрено не мало примеров психологических расстройств, причем уже не таких простых как были написаны в ранее изданных книгах, а более «запретные» случаи. Именно истерический невроз в его полной красе и параноидальная шизофрения. В первом случае человеку не смогли помочь в психиатрической больнице и даже, напротив, все только усугубили. Психоанализ же смог помочь. Сегодня мало где можно найти литературу про подробное описание речи человека с психологическими расстройствами и процесса проведения психоанализа – в данной книге вы сможете увидеть этот диалог. Книга отличается от других мной выпущенных еще тем, что здесь сильно раскрывается проблема влияния общества на психику человека, и как человек проявляет себя в обществе.
Если говорить о теоретическом значении, то в этой работе дается обоснование новой психоаналитической теории под названием «Компенсаторика». Она появилась в процессе интеграции теорий трех классиков психоанализа: З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и из практического опыта работы с психологическими расстройствами.
В начале работы даются основные понятия, и рассказывается о том, почему психика человека стремится компенсироваться (прийти к среднему), и почему на практике не приходит к компенсации. Почему мы всё преувеличиваем или преуменьшаем?
Также дается понятие психологической функциональности человека. Подробно рассказывается о двух основных направлениях в психике человека, которые и определяют функциональность психики: эго (индивидуальное) и альтру (социальное). Если человек будет жить либо только ради себя, либо только ради общества, то это может приводить к психологическому отклонению. Вы увидите, какие компенсаторические тенденции проявляются в жизни ради себя или ради других, и, почему идет стремление психики к середине. Из этих простых вещей вытекает целое множество психологических реакций.
Это одна из моих первых работ, которая была написана за 5 лет до того, как теперь я ее редактирую и издаю. Вначале она многим может показаться тяжелой и не интересной, похожей на философствования, но все же я советую и начало не пропускать, так как это теоретическая база, на которой строится компенсаторическая теория, изложенная в этой книге наиболее полным образом. А потом мы увидим не мало практических примеров, которые смогут вас заинтересовать.
В самом начале в большей степени, а далее и по всей работе вам будет встречаться термин «функциональность», который в более общем понимании значит баланс психики человека, то есть правильное, здоровое и достаточное ее функционирование. Это понятие может показаться наиболее сложным в своем определении, так как в себе оно несет многозначность, но общее у всего этого разнообразия состоит в балансе психологических сил. В психоаналитической практике не приходится часто использовать термин «функциональность», и он имеет больше теоретическое значение.
Чем дальше вы будете идти по книге, тем будет всё больше описываться практических примеров работы психики человека в том числе в состоянии расстройства психики. Начиная с середины, мы рассмотрим истерический невроз у женщины и параноидную шизофрению у мужчины. Эти два ярких примера не смогут оставить вас равнодушными, даже, если вы не смогли вникнуть в теорию психоанализа и понять компенсаторику.
Приятного прочтения вам, дорогие читатели.
1. Введение в компенсаторическую теорию
1.1 Понятие функциональности психики в компенсаторической теории
Функциональность – определение человека как себя, своего «Я» в обществе и определение обществом человека, как выполняющего социальную функцию, приносящую пользу. Социальная энергия тогда есть, когда человек принят в обществе и несет в себе общественный смысл и полезность, когда он теряет это, то и теряет энергию, по крайней мере, позитивную. Например, слава, сила, ценность себя, скорее, предоставляются обществу, но не себе, хотя и для того, чтобы самому осознать оценку общества, иногда навязывая ее либо обществу, либо наоборот принимая от общества1. Конечно, самоопределение может быть субъективно и не соответствовать объективному, но в любом случае это либо вскроется, в конечном счёте, либо создастся ожидаемое, уже как объективное. Поэтому превознесение себя самого, так или иначе, не из-за «злодейского эгоизма» или стремления распространить свое «Эго»2, которое индивидуально само по себе и не любит коррекций себя со стороны, а из-за социальных благ3, которые человек хочет получить; если не говорить о случае защиты и самосохранения своего «Я», что похоже зачастую на превознесение себя. Однако социальную направленность «Эго» доказывает постоянное желание человека заставить любить то, что он сам любит. Здесь проявляет стремление к солидарности, которое противоречит стремлению к индивидуальности. Выходит, что личность человекаиндивидуальна и социально обусловлена одновременно. То есть «Эго» человека конструируется обществом, но имеет возможность отличаться от каждого представителя этого общества. Это отличие заслуга сознания человека. Однако и сознание не сформируется, как таковое, вне общества. Поэтому нам приходится применять диалектический подход при исследовании психики, которая постоянно совмещает, на первый взгляд, несовместимые вещи. Поэтому при рассмотрении психики мы часто можем использовать слово: «одновременно».
Что касается социальных благ, то под ними я понимаю, как материальные, так и психологические продукты общества, созданные для человека. Материальные – это удовлетворение естественных потребностей человека, а психологические – это удовлетворение потребностей в принятии, признании, в дружбе и в любви. К психологическим продуктам общества можно отнести также продукты эстетики и знаний, которые, как и все психологические не могут произойти вне общества. У «детей маугли» нет никаких потребностей, кроме естественных, добываемых вне общества. Более того, само общество может сформировать для человека его потребности, которые он будет воспринимать как что-то естественное и данное изначально.
Функциональность – это индивидуальная роль человека, как социального существа. Если говорить о классиках социологии, то это близкое к тому, что у Дюркгейма определяется разделением труда, только разделение труда у меня рассматривается, как следствие социальной функциональности индивида, однако, чем больше труд человек виден как уникальный, тем больше проявляется и индивидуализация. Функциональность – это, как первичное свойство человеческой сущности, проявляющееся при одновременном стремлении к индивидуализации и к социализации, причем, вне общества нет как функциональности, так и человека с его человеческими признаками. Принадлежность обществу определяется полезностью каждой ее детали (части). Человек не думает буквально: «у меня высокая функциональность»; он чувствует, представляет, думает, помышляет, говорит и показывает то, как понимает свою нужность обществу или хотя бы какой-то её части. Не всегда функциональность сознательна, даже, скорее, не многие признают, что, например, им хотелось бы делать пользу для других. Обычно мы осознаем свою направленность на других только к более близким людям, но остальная часть функциональности остается в подсознании из-за вытеснения. Вытеснение, которое происходит по многим причинам, например, отторгающий от общества опыт, или факт того, что неудовлетворенность в первичных потребностях обычно больнее, чем социальное и рассматривается как первичное по важности. Кроме прочего, в нашем капиталистическом обществе создаются все условия, чтобы человек ценил только первичные биологические потребности