Если вы читаете эту книгу, то, скорее всего, попадали в трудные обстоятельства и обладаете большой жизнестойкостью – качеством, которое свойственно всем пережившим травму (я предпочитаю называть их так, а не жертвами травмы).
Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство, или кПТСР, – это следствие сложной травмы. Травмы, к которой привело не одно событие, а несколько, начиная с детства, и все они повлияли на то, как вы воспринимаете себя и других людей. Уверена, ваша жизнь складывалась непросто. Симптомы кПТСР более выраженны, дольше сохраняются и могут интегрироваться в личность, в отличие от ПТСР.
Комплексное ПТСР в значительной степени влияет на идентичность. Регулярные травмы в раннем возрасте лишают важных аспектов «я», лишают идентичности. Они не позволяют распознать свои настоящие мысли и чувства и понять, кого мы хотим видеть рядом с собой. Человек не умеет настоять на своем и позаботиться о себе. Он не полностью сознает, кто он, особенно если прошлое мрачно и туманно, с малочисленными или разрозненными нарративами. В таких ситуациях гнев, страх и неопределенность остаются с человеком навсегда и в своих наихудших проявлениях.
Я помогу вам разобраться в сложной травме и в том, как она влияет на вашу жизнь и идентичность. Я рада, что вы читаете эту книгу, и надеюсь, что вы воспользуетесь моими инструментами и идеями для возвращения идентичности.
Сложная травма состоит из множества предательств, в том числе неприкрытого насилия, пренебрежения и тяжелых обстоятельств в раннем и взрослом возрасте. Все это мешает научиться заботе о себе. Я расскажу вам про нейробиологическую основу травмы, известную как реакция «бей, беги, замри», и вы сможете сформировать базовое чувство безопасности. Вы научитесь здоровым образом справляться со страхом, гневом и тревогой, создадите основу для метапознания (способности думать о своих мыслях) и найдете социальный круг для поддержки. Мы обсудим сложные аспекты кПТСР, такие как злоупотребление и суицидальные мысли, и вы научитесь преодолевать боль и страх. Также вы узнаете, когда следует обратиться за помощью.
Второй этап исцеления заключается в работе с воспоминаниями о травмирующем опыте с помощью методов когнитивно-поведенческой терапии, экспозиционной терапии, десенсибилизации и проработки движениями глаз (ДПДГ) и др. Для этого вам понадобится специалист. Не каждый хочет переходить к этому этапу, и не каждый в нем нуждается. Все зависит от личного опыта и от того, как вы почувствуете себя, избавившись от основных симптомов кПТСР, мешающих повседневной жизни и нормальному восприятию «я». Целую главу я посвятила поиску специалиста, где рассказала, как выбрать подходящие методы.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ
Книгу можно читать частями, выбирайте ту, которая нужна вам сейчас. Вы можете делать это самостоятельно или вместе с доверенным лицом, например с психологом. Не вся информация представляет ценность для вашего случая. Учтите, что новые идеи и навыки легко усвоить, труднее посмотреть на старые с другой точки зрения. Вам понадобятся терпение и упорство.
Помните, что эта книга – про травмы и что некоторые вещи может быть тяжело читать. Подбирать примеры на такую тему непросто, поэтому я старалась максимально сократить подробности. Я описывала эмоциональное, физическое и сексуальное насилие и пренебрежение как можно более сжато, но некоторые детали невозможно опустить. Если мучительно это читать, пролистайте вперед, до навыков копинга. Если слишком многое в книге травмирует вас, советую записать, что именно, и обсудить это с психологом.
О ПАНДЕМИИ
Большая часть книги написана в 2020 году, в период, трудный для всех. Никто и подумать не мог, что привычные вещи вдруг станут недоступны. Мы лишились свободы и возможности утешать и утешаться так, как делали это раньше. Мы не могли ужинать с любимыми, навещать родителей, сплетничать с коллегами и соседями, перешучиваться с таксистами. Нельзя было тренироваться, ходить в кино и рестораны. Соцсети для многих оказались единственным способом общения, но с ними была двоякая ситуация. С одной стороны, они напоминали, что все оказались в одинаковом положении, с другой – молчаливому осуждению подвергались те, кто выказывал грусть и страх, вместо того чтобы демонстрировать свои достижения в выпечке, музыке или иностранных языках. Пандемия заставила каждого из нас пересмотреть представление о себе, в особенности переживших травму, у которых оно и без того неуверенное и недостаточное.
Но я заметила один плюс пандемии для своих клиентов с кПТСР. Оставшись наедине с собой, многие решили разобраться в себе, своей жизни и отношениях. Дело в том, что в изоляции симптомы усугублялись: возникали флешбэки, кошмары, страхи и гнев. Некоторые пары засомневались в своих отношениях, а одинокие чувствовали себя никому не нужными. И все же многие нашли в себе силы и сделали шаг к позитивным переменам (я не про выпечку, хотя и в ней много плюсов). Я хочу сказать, что человек способен выстоять в любых обстоятельствах.
Больше я не буду упоминать пандемию. Мне хотелось бы, чтобы подобный кризис навсегда остался в прошлом, хотя на его осознание и принятие утраты уйдут годы. Жизнестойкость – это качество, которое можно развивать, чтобы приспосабливаться к любым обстоятельствам, укреплять и сохранять идентичность и самооценку, невзирая на трудности.
СВОЙ ПУТЬ
У каждого свой, уникальный опыт травмы. Надеюсь, что книга поможет почувствовать, что вас понимают и принимают, что вы не одиноки. Я верю, что в нашей совместной работе вы найдете свой голос и вернете себе идентичность, которой лишились из-за травмы.