Прежде всего следует отметить, что нынешняя инфекция – это только лишь одна из разновидностей в многочисленном семействе коронавирусов. Так, «Википедия» сообщает, что «Коронавирусы (лат. Coronaviridae) – семейство, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих вирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону (рис. 1).» Эти вирусы передаются воздушно-капельным и контактным путем, обычно вызывая легкие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), обладают высокой вирулентностью (то бишь заразностью), вызывая массовые эпидемии (антитела на коронавирусы выявляются у 80% населения планеты), но, как правило, малоопасны. При этом на данный момент известно всего 7 разновидностей коронавирусов, способных заражать человека, и среди них – наш «новый знакомый»: коронавирус COVID-19 (как его окрестила пресса), или SARS-CoV-2 (официальное научное наименование).
Таким образом, с коронавирусами скорее всего уже сталкивался каждый из нас, когда начинал «шмыгать» носом и кашлять: среди множества различных ОРВИ-вирусов «корона» занимала и занимает далеко не последнее место. Но обычно это – лишь легкое недомогание на 3 – 5 дней со сравнительно невысокой температурой и небольшой вероятностью осложнений. Что же «не так» с нынешним SARS-CoV-2?
«Жизненный цикл» COVID-19 в общем-то практически не отличается от привычного для вирусов – этих странных полуживых существ, находящихся на самой границе между живой и неживой материей. Типичный вирус представляет собой частицу с размерами меньше самой маленькой бактерии и состоит из генетического кода в виде ДНК или РНК (собственно вируса), внешней защитной оболочки (капсида) из молекул белка и, иногда, из дополнительной жировой (липидной) оболочки. При этом вирус не имеет в своем составе никаких элементов или органов, обеспечивающих его размножение: делать это он попросту не умеет. Для размножения (то есть продолжения существования как вида) вирусу обязательно нужен хозяин – некоторый живой организм или, точнее, живая клетка этого организма, в которую вирус проникает и «встраивает» свой генокод в генетическую структуру клетки. В итоге она (эта клетка) далее начинает вместо веществ, необходимых организму, воспроизводить как генный материал вируса, так и молекулы белков и жиров, требуемые для его оболочек, а также выполнять «сборку» новых вирусных частиц из этих компонентов.
Получившиеся в результате новые вирусные частицы могут содержаться в тканях организма-хозяина, в выделяемой им слизи и пр. – например, в мокроте и соплях, которые отхаркивает и высмаркивает ОРВИ-больной, в его слюне и пр. Распространение вируса и заражение других организмов при этом происходит пассивно (сам по себе вирус ни летать, ни передвигаться тоже не умеет – в отличие от бактерий): при кашле, чихании, разговоре или даже просто при дыхании в воздух попадает большое количество микрокапель слюны, содержащих вирусные частицы. Если эти микрокапли попадут на слизистые оболочки другого животного или человека (внутри рта или носа, или, возможно, через глаза), то содержащиеся в этих микрокаплях вирусные частицы могут проникнуть в клетки и вызвать заражение нового хозяина. Кроме того, микрокапли слюны с вирусами могут осесть на различных поверхностях, окружающих нас (хотя бы, например, на дверных ручках), оттуда попасть на кожу рук, а затем (если, например, владелец этих рук потянет грязные пальцы в рот) вызвать заражение. Впрочем, на поверхностях вирус существует сравнительно недолго – обычно до полного высыхания микрокапель слюны, после чего начинается необратимое разрушение его оболочек и генетического материала, особенно под действием прямых солнечных лучей и содержащегося в них ультрафиолета. Кроме того, такой путь заражения – вторичный: кожа рук (и вообще тела), если она не имеет ранок, слишком толста для того, чтобы большинство вирусов могли проникнуть в организм через нее непосредственно.
Зная то, как вирус передается от одного человека к другому, можно выработать и соответствующие профилактические рекомендации, которые, конечно же, знают все.
1) Носить защитную маску (специальную медицинскую; многоразовую из ткани – сразу вспоминаются пресловутые «ватно-марлевые повязки», которые старшее поколение учили шить на уроках начальной военной подготовки; респиратор или противогаз). Конечно, сами вирусы слишком малы, чтобы такое защитное средство могло их задержать (для этого нужны защитные шлемы с изолированным циклом дыхания – например, как в акваланге), но маски и рассчитаны не на это. Назначение масок – предохранить от контакта с теми самыми микрокаплями слюны, которые выдыхает зараженный пациент. При этом ношение маски обязательно для заболевшего (чтобы «перехватывать» выбрызгиваемые им микрокапли) и крайне желательно для здоровых людей при возможном наличии поблизости кого-то инфицированного (чтобы защитить рот и нос от этих микрокапель). При этом одноразовую маску рекомендуется менять каждые 2-3 часа, поскольку зараженные микрокапли на ней же и оседают. Понятно также и то, что носить маску просто на улице, когда рядом нет посторонних людей, бессмысленно, но в местах массового скопления народа маска – основное средство защиты от инфекции. Понятны и правила ношения маски: она должна полностью закрывать и рот, и нос (от подбородка до глаз) и плотно прилегать к коже – в том числе возле носа, для чего в масках обычно предусмотрена специальная полоска из мягкого металла, которую нужно обмять по форме своей переносицы.
2) Соблюдать «социальную дистанцию» в 1,5 – 2 метра: это определенное экспериментальным путем расстояние, на которое «выбрызгиваются» микрокапли слюны (возможно – с вирусными частицами), по крайней мере, при обычном разговоре. Если расстояние между заболевшим и здоровым человеком превышает критическую величину, то вирус попросту «не долетит» до другого человека и не сможет его заразить. Вот только есть одно «но»: безопасное расстояние может существенно увеличиваться не только при кашле и чихании, когда выдыхаемый поток воздуха с каплями слюны и вирусом резко усиливается, но и просто при небольшом ветерке, который может подхватить микрокапли слюны и перенести их на гораздо большее расстояние. Поэтому соблюдение «социальной дистанции» от необходимости ношения защитных масок не избавляет.