Глава 1. Как отражается кризис на корпоративном обучении
Ситуация в мире изменяется стремительно. В марте 2020 года количество изменений зашкаливает: коронавирус признан пандемией, во всем мире объявлен карантин, рубль упал на 20% за несколько дней, индекс SnP500 упал на 30%.
В 2020 году мы видим, что бизнес замедляется или останавливается вовсе. Старые форматы обучения, которые ранее использовались, становятся дорогими. Приходится уменьшать количество таких программ.
Карантин из-за коронавируса подстегивает ситуацию. Во-первых, люди не могут выезжать никуда. Во-вторых, денег нет на это. У людей нет выбора, кроме как осваивать способы удаленной работы и обучения.
«Раньше у нас был выбор. Мы могли заплатить деньги, чтобы привести Павла Лебедева. Сейчас не можем этого сделать. Мы даже за руку с ним не можем поздороваться. Вчера еще здоровались, сегодня уже нельзя)) Единственный выход – это переходить на цифру, переводить все наши форматы классического обучения в цифровой формат».
Виталий Гершанович,
Менеджер по развитию персонала Центральной и Восточной Европы Kimberly-Clark
Остаются и старые проблемы, с которыми мы сталкиваемся.
1. Руководитель хочет повысить эффективность обучения, но с нулевыми затратами.
2. Видеокурсы неэффективны. Есть библиотека видеокурсов, но, в лучшем случае, один процент людей заходит в неё что-нибудь посмотреть и, может быть, еще полпроцента доходят эти курсы до конца. Видеокурсы без обратной связи и обычные двух часовые вебинары сами по себе не эффективны. По статистике РБК: только восемь процентов всех студентов видеокурсов проходят их до конца.
3. Нет финансовой возможности и ресурсов команды для того, чтобы учить всех, кому это нужно.
В результате, сталкиваясь с этими проблемами, получаем следующее: в кризис встает вопрос про сокращение бюджета и бюджет на обучение сокращают в первую очередь. Переходить на онлайн нет возможности, т. к. эффективность онлайн обучения низкая.
По статистике 85% компаний в кризис сократят бюджет на обучение в первую очередь.
С 16 марта 2020 года в большинстве компаний в РФ всех сотрудников перевели на удаленную работу. А также запретили проведение и участие во всех оффлайн мероприятиях из-за угрозы коронавируса, включая очные тренинги.
В России введено особо положение из-за коронавируса с 28 марта 2020 года.
И, если вы держите в руках эту книгу (или читаете на смартфоне), вполне возможно, последствия этих событий для вас все еще ощущаются.
«Самое основное, что приходится делать, это отменять какие-то мероприятия. Особенно, если речь идет про очные мероприятия. Либо их переносить на неопределенный срок. В каких-то случаях с провайдерами удается договориться сделать без штрафных санкций. В каких-то случаях – нет.
Здесь риски, как финансового характера, так и риски того, что персонал не получит в свое время апгрейд своих знаний и навыков, и они не выйдут на новый профессиональный уровень.
Как и в любой кризис, сейчас речь идет скорее о том, чтобы поддерживать текущий процесс и в меньшей степени фокусироваться на развитии.
Какие решения? По возможности переводить в онлайн то, что мы планировали и проводили в оффлайне. И у нас есть такие кейсы, но, в частности, тот кейс, который у нас был с тобой, когда мы в начале марта буквально день в день пересмотрели структуру курса и провели второй день обучения в онлайн формате».