Геннадий Авласенко - Кот Баюн, «болотный лемпарт» Владимира Короткевича и… размышления о существовании души

Кот Баюн, «болотный лемпарт» Владимира Короткевича и… размышления о существовании души
Название: Кот Баюн, «болотный лемпарт» Владимира Короткевича и… размышления о существовании души
Автор:
Жанры: Сказки | Прочая образовательная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2017
О чем книга "Кот Баюн, «болотный лемпарт» Владимира Короткевича и… размышления о существовании души"

В этой научно-популярной книге читатели откроют для себя много нового и интересного из мира живой природы, её удивительных тайн, разгаданных и ещё ждущих своих первооткрывателей. Книга состоит из двух частей. В первой из них – «Чудовище озера Лабынкыр и минские крокодилы» – рассказывается о так называемых мифических животных, которые существовали лишь в мифах и сказаниях того или иного народа. Но ведь что-то же привело к тому, что появились на свет эти самые мифы? Со всем этим автор и пытается разобраться. Вторая часть называется «Реквием по… тараканам». Здесь говорится о некоторых интересных, спорных и даже таинственных фактах из жизни живой природы.

Бесплатно читать онлайн Кот Баюн, «болотный лемпарт» Владимира Короткевича и… размышления о существовании души


Часть первая

Чудовище озера Лабынкыр и минские крокодилы

Мифические животные: правда и вымысел

Знакомы ли вы с животными, которые… никогда не существовали в природе? Я имею в виду, так называемых, мифических животных. А они, подобные животные, имеются в фольклоре всех, без исключения, народов мира. В том числе, и в нашем, восточнославянском фольклоре…

Казалось бы, с ними всё ясно: не существовали и не существовали. Но почему тогда именно они, эти реально не существующие животные, оказались «героями» народных легенд и сказаний? А может, они всё же существовали когда-то, эти животные? Или, скорее, имели каких-то, вполне реальных прототипов?

Попробуем более подробно разобраться в непростом этом вопросе.

Ужиный царь

Ужиный царь – мифическое животное именно славянской мифологии, и даже, скорее, восточнославянской. Иногда его называли ещё и Змеиным царём, потому как наши предки считали, что Ужиному царю подчиняются, не только ужи, но и все без исключения змеи.

По легенде Ужиный царь носит на голове золотую корону или золотые рога и всегда заступается за своих подданных. Ежели кому-либо из ужей человек причинил зло – этому человеку Ужиный царь мстит, напуская на обидчика разные болезни. А ещё у того человека могут рождаться дети-уроды или случаться какие-нибудь другие несчастья (пожары, к примеру).

Люди редко имели возможность лицезреть Ужиного царя, и чаще всего встречи с ним случались глубокой осенью, когда Ужиный царь ведёт своих «подданных» в «вирай», место, куда, по верованиям наших предков, уползали змеи и улетали птицы осенью. Туда же, кстати, попадали и души умерших людей.

Кстати, слово «вырай» в белорусском языке сохранилось до сих пор, подразумевая места зимовок перелётных птиц. От этого же слова произошло и слова «рай».

Но мы отвлеклись. Итак, осенью, когда змеи массово ползли на зимовку, по легенде впереди полз сам Ужиный царь в своей золотой короне (или с золотыми рогами). И если человек, неожиданно встретившийся с ним в это время и, не растеряется и расстелет перед Ужиным царём полотенце или скатерть с хлебом-солью, то Ужиный царь в знак благодарности сбросит на эту скатерть свою золотую корону. И будет человеку, имеющему эту корону, неслыханная удача во всём. И откроются ему все клады, и станет он мудрым и всезнающим…

Такова легенда. А как же оно на самом деле?

Конечно же, не было и нет у ужей никакого царя. Но легенда имеется, и каким-то образом она возникла? И почему именно уж, а не гадюка почитался у наших предков царём всех змей?

А возникла легенда, скорее всего, по той простой причине, что люди иногда и в самом деле встречали ужей с блестящими рогами или короной на голове. Но в этом нет никакого чуда, просто змеи время от времени линяют, то есть, сбрасывают с себя старую чешуйчатую кожицу. Так вот, у некоторых ужей остатки старой высохшей кожи на голове могут сохраняться довольно продолжительное время, топорщась в стороны в виде сверкающих на солнце рогов. Или короны…

Ну, а остальное дополнила богатая народная фантазия.

Кот Баюн

Помните, у Пушкина есть «кот учёный», что «ходит по цепи кругом»? Он, кот этот: то «песнь заводит», то «сказку говорит»…

А ведь не придумал великий русский поэт своего кота-песенника! В восточнославянской сказочной мифологии и в самом деле имеется подобный персонаж. И имя ему – Кот Баюн.

Если верить сказкам, то обитает этот мифический кот довольно далеко (за тридевять земель в тридесятом царстве). Сидит он там на железном столбе посреди мёртвого леса, где ни зверя, ни птицы не водится. И не просто сидит, а жертв потенциальных высматривает, хотя непонятно, какой дурак в такую даль попрётся, и что ему там, в мёртвом лесу, делать?

Впрочем, дураки не только в жизни, но и в сказках имеются, а по сему, как только приближался кто-либо из них к столбу железному, так сразу же Кот Баюн начинал его обессиливать с помощью своих волшебных песен и заклинаний. И до тех пор обессиливает, пока он (очередной дурак, то есть) не падает без чувств на землю. И служит, таким образом, пропитанием этому нехорошему котику.

Впрочем, Кот Баюн своими песнями и заклинаниями не только обессиливать, но и исцелять мог от всех без исключения болезней и недугов. Так что, многие сказочные герои рисковали жизнью не просто так, а, надеясь победить Баюна для дальнейшего его использования в своих корыстных целях. И знаете, довольно успешно. Как, к примеру, Иван-царевич, который хотел с помощью волшебного этого кота исцелить своего смертельно больного отца (имеется в нашем фольклоре подобная сказочная история). И исцелил-таки, поймав Кота Баюна за шиворот и притащив его в отцовский дворец.

Для поимки Баюна Иван-царевич применил железный колпак и железные рукавицы. Герой же другой сказки, Андрей-стрелок, попросту отлупил вредного этого кота металлическим прутом. Представляете ситуацию: он кота лупит, а кот ему в это время свои усыпляющие песни поёт! Железным прутом лупил – сломался железный прут, медным лупасить принялся – тот же эффект! И только когда взял Андрей-стрелок в руку свинцовый прут – сдался, наконец, Кот Баюн, признал себя, так сказать, полностью побеждённым.

Впрочем, если Иван-царевич шёл на поимку Кота Баюна с целью заслуживающей уважение, то Андрея-стрелка просто-напросто подставили. Или, другими словами, хотели погубить, поручив ему явно непосильное задание. Но не на того, как говорится, напали!

Но, сказки сказками, а откуда он, вообще, взялся в славянской мифологии, этот самый Кот Баюн?

Считается, что сказочный Кот Баюн как бы соединил в себе образы двух более ранних мифических персонажей: сказочного чудовища-людоеда, возможно даже в образе какого-то реально существующего хищника из семейства кошачьих (тигр? леопард?) и вещей птицы Гамаюн, обладающей чудесным голосом. По преданиям, птице Гамаюн открыто будущее, и она может предвещать это будущее тем людям, которые способны понять её волшебное пение.

Ну а потом огромное свирепое чудовище постепенно «съёжилось» до скромных кошачьих размеров, хотя, если верить сказкам, то Баюн – кот очень даже крупный. Ну а непонятное для наших предков имя Гамаюн (оно пришло к нам ещё из индоевропейской эпохи) постепенно превратилось в более понятное – Баюн, то есть, тот, кто песнями своими людей убаюкивать может…

Жар-птица и Феникс

Сначала о Фениксе…

Если верить легендам, Феникс – мифическая птица, способная сжигать себя и вновь возрождаться из пепла. Перед самосожжением Феникс поёт погребальную песню, услышав которую, все животные (а возможно, и люди) падают замертво. Ну, а через трое суток после сожжения из пепла возрождается новый Феникс, дабы через 500 лет (такова продолжительность жизни этой удивительной птицы) вновь погибнуть в огне.


С этой книгой читают
В основе романа – т. н. петля времени. Группа молодых людей из настоящего (под которым в романе подразумеваются 80-е годы ХХ ст.) неожиданно оказывается в далёком прошлом. Шансов выжить в первобытном лесу с его саблезубыми чудовищами и людоедами-неандертальцами практически нет… А тут ещё оказывается, что молодые люди невольно стали участниками экспериментов со временем, проводимых их далёкими потомками из будущего…
Сказочно-поучительные истории «О том, как зверята правила безопасного поведения изучали» в увлекательной форме расскажет детям о правилах поведения в различных жизненных ситуациях. В сказочном лесу друзья-зверята то и дело нарушают правила безопасного поведения. Хорошо, что живёт в этом лесу Сова – Мудрая голова, которая предостерегает маленьких обитателей от неосторожных поступков.
Роман «Уродка» писателя-фантаста Геннадия Авласенко – это антиутопия, повествующая о событиях, разворачивающихся после атомной войны, когда в живых остался лишь один процент человечества. Землю населяют люди и уроды (мутанты), жизнь которых протекает не только в постоянной вражде, также они вынуждены противостоять чудовищным тварям, возникшим в результате мутаций. А ещё эта книга об уродстве и красоте, подлости и благородстве, спасительном страхе
Роман «Уродка: блуждая в потёмках истин» – прямое продолжение романов «Уродка» и «Уродка: и аз воздам», двух первых романов из задуманного автором фантастического цикла «Перевёрнутый мир». Главная героиня фантастического цикла – девушка Виктория, которая родилась и выросла в одной из резерваций для мутантов. Пройдя через все мыслимые и немыслимые муки и страдания, и совершенно случайно завладев могущественным оружием древних, она овладевает наряд
«Сказка о царе Салтане», «Аленький цветочек», «Конек-Горбунок», «Серая Шейка» – эти знакомые и любимые всеми сказки написаны русскими писателями. Пушкин и Аксаков, Ершов и Мамин-Сибиряк, используя лучшие на родные традиции, сумел и создать замечательные произведения с яркими, запоминающимися героями, увлекательными сюжетами и необыкновенно поэтическим языком. Герои сказок уж точно не оставят равнодушными маленьких читателей, научат быть добрее. у
Знаменитая повесть-сказка известного итальянского писателя Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы» о приключениях игрушечного поезда.Давайте отправимся вместе с индейцами, ковбоями, куклами, марионетками, смелым генералом и другими игрушками в путешествие на «Голубой стреле», совершая добрые и благородные поступки.
Есть волшебные страны, в которых все как у нас… или не все… или совсем не так, как у нас.Настя – обычная девочка с Земли, мечтающая стать принцессой, попадает в сказочный мир, где идет противостояние добра и зла.Ей предстоит долгое и захватывающее путешествие по удивительной стране Фиалия. Она попадет в разные королевства и узнает кто такие Груфы, что волканы не всегда злые, а лапони бывают опасными и хитрыми, а так лее много другого.Но в одиночк
В этих сказках можно встретить и Бабу-ягу, и Кощея Бессмертного, и эльфов, и гномов, и драконов, и сказочных богатырей, и славных рыцарей, то и дело спасающих принцесс. С ними порой встречаются обычные мальчишки и девчонки, и каждая такая встреча даёт начало удивительным приключениям и настоящим чудесам.
Люди попали в сложную ситуацию на корабле пришельцев и должны выбраться из неё, вернувшись домой. Никто не знает как они попали сюда. Это и усложняет путь к бегству. Как они выберутся из этой ситуации в рассказе.
Прозаик, драматург, сценаристРассказы грустные, полные натурализма, в которых каждый найдёт знакомые ситуации и, возможно, увидит знакомые характеры.
Меч по имени Серый Коршун, выкованный легендарным скандинавским мастером, позволял своему владельцу побеждать в любом поединке. Благодаря этому магическому дару обычный викинг-селянин Эгиль завоевал множество земель, став вождем и повелителем вепсов. После смерти легендарный воин вместе со своим мечом был похоронен в каменном саркофаге, который ни в коем случае нельзя открывать.В наши дни, спасаясь от бандитов, обычная офисная сотрудница Сима Бек
Мир в стихах Григория Стариковского находится словно бы на грани исчезновения. Видимый (и мыслимый) «пейзаж после битвы» разорван на множество перекликающихся между собой фрагментов, в них осыпается штукатурка, летит вулканический италийский пепел, все расползается по швам, покрывается трещинами. Стихотворение строится как руина, где главное – зияние и пробел. И все же в разломах исторических плит сквозит, как ветер, память о другом пейзаже, о ми