***
В истории атомных подводных лодок Советского флота есть наиболее яркие страницы, когда в периоды самых крупных и судьбоносных наступательных учений (операций) американского флота против СССР, флот США натыкался на такое противодействие подводников, которое лишало смысла всех его операций. В самый критический момент подводники СССР наносили сокрушительный удар, от которого враг уже не мог оправиться. Подводники вносили свой решающий вклад в победу, останавливая самые агрессивные намерения «партнёров».
Об этом повесть – об уникальной боевой службе ПЛА 671 РТМ проекта, впервые действующей против АМГ США скрытно и эффективно в течение нескольких недель на самом крупном учении США на ТОФ за всю послевоенную историю «FleetEX-83-1», находясь внутри ордера и сопровождая главную цель – авианосец, оставаясь не обнаруженной.
Отдельного внимания заслуживает тактика ПЛА, созданная в результате освоения новой техники и уникальной цифровой методики обработки акустического сигнала, изучения гидроакустических полей кораблей, подводных лодок, вдумчивой работы экипажей. Эта значительная часть истории атомного флота Советского Союза, его минуты славы не должны уйти в безызвестность, оставив нам горечь утраты этого флота, гибель многих новейших кораблей в период нештатных преобразований и реформ, выполненных с сомнительной перспективой «оптимизации» флота России в 90-е годы прошлого века. Средства поиска и обнаружения противника будут совершенствоваться и дальше, но героизм экипажей и их преданность делу должны сохраниться в памяти потомков.
Подводные асы 45-й дивизии Тихоокеанского флота СССР
Из истории командира «К-492»
«На рубеже тысячелетий —
Нам, Русский Крест в бою нести,
Родиться и уйти в бессмертье
На этом праведном пути!»
И. Тимченко
Эта книга интересна по нескольким причинам. Она рассказывает о победах советского флота и роли в этом Владимира Дудко, командира ПЛА «К-492», одного из подводников 45-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота (ТОФ), внёсших свой исключительный вклад в дело развития флота и не получивших высшую награду советского народа – Звезду «Героя Советского Союза», но при этом мало известных за пределами флота. Хотя В. Дудко и стоит в ряду первых асов лучших командиров-подводников, у нас его имя, в лучшем случае приводится вот в той самой строчке из таблицы списков ненаграждённых.
Как-то исторически сложилось, что наибольший интерес у прессы вызывали те подводники, на счету которых числились крупные аварии и происшествия. О них перестроечная пресса трубила на каждом углу, подчёркивая не состоятельность и не боеспособность флота, хотя главные успехи к советским подводникам приходили не за публичные, а за секретные хорошо выполненные задания. Широко известны популярные в то время практики переходов подо льдом, кругосветные плавания и другие плановые мероприятия. Безусловно, о первых походах под лёд, когда это было неведомо и опасно, говорили так же мало, но вот о последних, когда это уже не являлось чем-то экстраординарным, сложено неимоверное множество легенд. В то же время уже почти никто не помнит, кто они – те, кто был первыми по результативности командирами, переломившими ход триумфального преимущества американских подводников, те, внедрившие обнаружение и слежение за лодками вероятного противника в повседневную практику. Кто помнит, что ПЛ «К-492» под командованием В. Дудко была наиболее результативна, а он был первым по результативности асом, открыв охоту на американцев. Безусловно, периодические переходы лодок подо льдами меняли обстановку на море. Но гораздо большим ударом для американцев стало бы уничтожение первой стратегической лодки типа «Огайо», выходившей на свою первую боевую службу в период судьбоносного для страны учения авианосного флота США на ТОФ «FleetEX-82-1». Учение было равносильно началу войны, проводившееся американцами с целью принуждения советского командования к стратегическим уступкам, связанным с подписанием договоров СНВ-1, СНВ-2 и др. (Договор между СССР и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ). Все-таки кажется, что ледовые походы были не более чем звонкой пощёчиной, а вот победа «К-492» в Бангоре – болезненный удар с далеко идущими последствиями.
Практически никто не знает, что на счету командира «К-492» капитана 2 ранга В. Дудко кроме многочисленных долгосрочных контактов с ПЛА вероятного противника и подлёдного плавания, было участие в уникальной операции, впервые проведённой подводной лодкой СССР в Тихом океане – это скрытное четырёхнедельное слежение в позиции применения оружия за АМГ (Авианосная многоцелевая группа) завершившееся разведкой боем и практически срывом (читай уничтожением) задач, стоявших перед многоцелевой группировкой американцев. Группа состояла из трёх авианосцев и сорока кораблей эскорта, около 300 самолётов палубной авиации, участвующих в учении «FleetEX-83-1». Цель учения – принуждение советского командования к территориальным и политическим уступкам под давлением американского флота. Массированное и беспрецедентное применение флота США с крайне агрессивными намерениями, поставили мир на грань ядерной войны. В итоге по результатам учения противник был вынужден признать превосходство советских лодок в борьбе с авианосными соединениями и их преимущество в применении оружия, и отказаться от проведения подобных манёвров на ТОФ на десятки лет. До сегодняшнего для ни одного подобного учения на ТОФ американцами не проводилось. Это ли не успех, это ли не результат? Таких командиров в советском флоте не много, в списках результативности и успешности, занимающих первые строки в списке «королей тоннажа» (обнаружения и слежения), их фамилии почти ничего не говорят для страны. Это был странный парадокс в оценке действий командиров, когда ценили паркетную эквилибристику, а не практические боевые контакты и военный приоритет. Возникал этот парадокс в силу политического антуража, присущего в то время вооружённым силам страны и не только в ВМФ. Поэтому до сих пор существует столько противоречий в фигуре Маринеско, мастерски, с риском для жизни уничтожавшего сильного врага, но не вписавшегося в партийные догмы.