Красивый и жестокий мираж
Были такие дни и часы, когда мысли о чем-то далеком и светлом не давали Андрею покоя и не желали покидать его. Мысли эти были о его прошлом, точнее, о его детстве. Ему было девять лет, когда он со своей матерью Ириной и своим отчимом был в Мурманске. Воспоминания об этом городе очень часто Андрея посещали и сейчас, сидя за своим письменным столом, он предавался этим воспоминаниям. Экран его ноутбука погас, так как прошли десять минут бездействия и на экране заплясала заставка «Windows». Это, словно, выдернуло Андрея из воспоминаний и он вернулся к своему компьютеру и провел вновь по клавиатуре, возвращая на экран изображение. На мониторе появились фотографии Мурманска в разделе «Яндекс – картинки». Андрей никак не ожидал, что среди множества предоставленных фото, Андрей увидит до боли ему знакомую улицу, на которой в то время проживал. Это была улица Лобова. На снимке была изображена дорога с автобусной остановкой. На той остановке останавливался автобус №3. Порой Андрей сам удивлялся тому, как он, спустя столько лет помнит такие мелкие детали, как номер автобуса. Но, он быстро находил ответ на свой вопрос, наверняка память его не подводила потому, что эти воспоминания были для него дороги. И сейчас, с помощью своих воспоминаний он мыслями вернулся в то время и в тот город. Он даже не заметил, как к нему в комнату зашла Ирина, его мать. Она только что проводила свою подругу, которая была у нее в гостях и теперь, заметив, что Андрей еще не спит, решила заглянуть к нему и подойдя, встала у него за спиной. Андрей заметил присутствие матери, когда уловил запах перегара. Он не удивился этому, так как прекрасно знал, что когда у мамы в гостях ее подруга Аня, с которой мама проработала проводницей больше десяти лет, они всегда сидели и непременно отмечали свои встречи. Когда Ирина была в таком подвыпившем состоянии, она всегда начинала теребить Андрею душу, заводя с ним разговоры о Севере. Андрей эти разговоры слушал, ему хотелось поверить во все то, что говорит ему мать, но, он прекрасно знал, что на трезвую голову она никогда не заговорит с ним на эту тему, а значит, Андрей все ее слова всерьез не воспринимал, хотя, продолжал выслушивать ее и в душе сожалеть о том, что слова матери написаны «вилами по воде». Вот и сейчас, заметив, что Андрей изучает фотографии Мурманска, Ирина плюхнулась на его кровать, что стояла рядом с его письменным столом и произнесла:
– Ты все Заполярьем любуешься? – и она криво усмехнулась, затем, улыбка исчезла с ее лица и она сказала ему: – а вот, если на самом деле подойти к этому вопросу серьезно, неужели ты бы согласился переехать жить на Север? – Андрей не спешил с ответом, лишь, про себя отметил, что его мать не настолько пьяна, если способна задавать подобные вопросы. Он взглянул на нее невесело и произнес:
– Ты-же тоже была-бы не против переехать – напомнил Андрей.
– Я-то, ладно, я на пенсии уже, а ты как там устроишься? – Андрей отвел от нее взгляд и уставшим тоном произнес:
– Мам, там тоже библиотеки есть – сказал он, имея в виду свою должность охранника в центральной, городской библиотеке. Ирина махнула рукой и собираясь уходить, произнесла недовольно:
– Я с тобой серьезно говорю, а ты… – и она покинула его комнату. Андрей сделал вид, что не слышал этих ее слов. Хотя, в душе ему хотелось парировать матери и крикнуть: «если я в Севастополе сторожу библиотеку, то, почему на Севере не смог бы этим заняться?, или, ты думаешь, там охранники не нужны?!». Но, ничего подобного Андрей выкрикивать не стал. К утру она все-равно не вспомнит об этом разговоре, а стало быть, не вспомнит и о его ответе. Выключив ноутбук, Андрей стал готовиться ко сну. Расстелив свою постель, он потушил в комнате свет и лег, укрывшись одеялом. Как только он закрыл глаза, у него в голове вдруг возник образ белокурой девочки. Она наклонилась к нему и глядя в самые глаза, вдруг процитировала строчку из старой, доброй песни:
«Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегам», Андрей открыл глаза и резко приподнялся. Он начал вспоминать, откуда ему был знаком облик этой девочки. Долго вспоминать не пришлось. Андрей вспомнил, что эту девочку звали Яна, он познакомился с ней в Мурманске в свой первый приезд и жил с ней в коммунальной квартире, потом его отчиму дали отдельное жилье. Но, это было потом, а тогда он познакомился с Яной, она была на два года его моложе. Но, сейчас она наверняка давно уже замужем и Андрей вряд ли узнал бы ее, если бы случайно где-то ее увидел. Но, в этот момент она привиделась ему почему-то в своем девятилетнем возрасте. Теперь Андрей облегченно вздохнул. Видение, которое вначале напугало его, теперь стало приятным и добрым. Вновь положив голову на подушку, он еле слышно промолвил в темноту:
– Увези меня, Яна, увези, буду страшно тебе благодарен – ее светлый образ побудил его вновь вспомнить тот далекий 89-ый год. Именно тогда Андрей впервые прибыл в Мурманск. Он неслучайно помнил, какой тогда был год, он его запомнил, потому что это был год змеи. И эту змею он увидел, когда приехал в Мурманск.
Мурманск, 1989 г.
Змея была сделана изо льда и обвивалась кольцом в виде детской горки. Андрей ее увидел, когда таксист проезжал через городскую площадь. Он оторвался от окошка и взглянул на мать таким взглядом, словно хотел, чтоб она прямо сейчас велела таксисту остановиться и подъехать к этому ледяному изваянию. Ирина улыбнулась и тихим голосом проговорила, наклонившись к нему:
– Не переживай, у нас будет время на нее сходить.
– Она не растает? – обеспокоенным тоном произнес Андрей.
– Не волнуйся, здесь не растает – с улыбкой заверила его Ирина. Таксист невольно улыбнулся, краем уха слушая их разговор. И только Петр, новый муж Ирины, хранил серьезный и даже немного суровый вид, как могло показаться с первого взгляда.
За все это время, сколько Андрей знал своего отчима, он не мог припомнить, что бы Петр улыбался, не говоря уж о смехе. Единственная мимолетная улыбка, которая проскользнула на его лице, была в тот вечер, когда Ирина познакомила его с Андреем. Тогда в гостях у Андрея была его двоюродная сестра, Лена, с которой он сидел в своей комнате. И вот, дверь в комнату открылась и на порог вошла Ирина и произнесла, обращаясь к своему сыну и одновременно указывая на мужчину, что стоял рядом:
– Андрюш, познакомься, это дядя Петя, он будет с нами теперь.
– Привет честной компании! – с улыбкой произнес Петр, взглянув на Андрея и его сестру Лену. Как только дверь в комнату закрылась и они остались одни, Лена взглянула на своего двоюродного брата и произнесла, словно, не поверила словам Ирины: