Введение. Руководящая идея Генри Форда
Форд обращает внимание читателя на поразительные успехи США в области промышленности и машиностроения, однако в первую очередь предлагает смотреть на перспективы и то, что еще предстоит сделать. Вместе с индустриализацией необходимо выработать также культуру использования машин, чтобы не превратить природу и жизнь человека в нечто искусственное и бездушное.
Добывание средств для жизни не должно мешать радости самой жизни. Машины, деньги и имущество должны служить жизненной свободе, а не наоборот. Автомобили своего производства Форд воспринимает в первую очередь как доказательство своей деловой теории, цель которой – создание в мире источника радости. Финансы и авторские методы производства выступают лишь как средство достижения этой цели.
Именно долг служения обществу, а не увеличение прибыли, стал для Форда мотивацией для новаторства в методах производства. Прежние методы обладали низкой эффективностью, расточали ресурсы и отнимали у рабочих лишнее время.
Новизна какой-либо идеи сама по себе не делает ее хорошей, как и плохой. Идеи должны подвергаться скептическому рассмотрению, и только практическая реализация демонстрирует ценность идеи. Форд стремился выработать принципы производства и ведения бизнеса, которые будут работать везде, а не только в области автомобилестроения.
Рыночные спекуляции, благотворительность, законодательство и политика не способны улучшить общественную жизнь, например искоренить бедность. Общественная жизнь базируется на земледелии, промышленности и транспорте, которые восходят к базовым человеческим потребностям. Форд убежден, что в основе обретения благосостояния и счастья лежит честная работа в этих сферах. Работать в любом случае необходимо, следовательно, делать это нужно максимально эффективно.
Работа – это конкретные дела, поэтому девиз «поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации» полезен и для управленцев, и для народа. По большому счету, государство, правительство и хозяйственная жизнь существуют, чтобы повышать качество жизни людей. Ни политика, ни финансовые махинации не создают ценности, в отличие от работы. По этой логике очевидно, что деньги – это не богатство, хотя зачастую людям навязывается такое понимание. Общественная система тяжеловесна, не оптимизирована и держится благодаря труду.
Хозяйственный принцип – это труд. В основе экономики лежит работа над материалом, который дан природой.
Нравственный принцип – это право человека на свой труд. Человек, заработавший на хлеб, получает и право на него. Поэтому вор, крадущий этот хлеб, покушается на священное человеческое право.
Чтобы обладать, нужно производить. Торговцы деньгами, иначе говоря капиталисты, воздвигают между производителем и потребителем барьеры. Они выступают в роли вредителя, если только их деньги не вливаются в производство. Капиталистическая прослойка исчезнет, если все придут к осознанию, что только работа ведет к общественному богатству, здоровью и в итоге к счастью.
В имущественном плане люди не равны. Если человек имеет возможность работать, но не дает обществу свой труд, то не имеет права требовать от общества возмещения. Кто-то, наоборот, делает больший вклад в общество и потому получает больше других. Именно поэтому утверждение, что люди должны получать одинаково, ошибочно и вредно.
В природе нет ничего одинакового. Даже два автомобиля одной марки, неотличимые друг от друга внешне, чьи запчасти взаимозаменяемы, будут тем не менее различаться в езде. Опытный специалист это почувствует.
Масштаб жизни человека должен коррелировать с услугами, которые он оказывает обществу. Монополия и стремление к прибыли приводит к тому, что продавец становится главнее покупателя, а для деловой жизни это зло. У предприятия пропадает необходимость стремиться к высокому качеству продукции и услуг.
В погоне за деньгами производитель перестает удовлетворять запрос потребителя. Предприятие начинает заниматься спекуляциями, в то время как его задача – выпускать максимально качественный и одновременно дешевый продукт, который должен служить народу, а не только производителю. Когда потребитель разочаровывается, предприятие терпит крах, поэтому в долгосрочной перспективе благополучие производителя зависит от пользы, которую он приносит народу. Алчность в делах не приносит денег, а добросовестное служение потребителю – приносит.
Полезная деятельность дает деньги, и они необходимы. Однако их цель – не оплата праздной жизни, а умножение средств для служения. По мнению Форда, права на праздную жизнь не имеет никто. Тунеядцам нет места в цивилизации, однако современная денежная система позволяет им существовать и вредить системе.
Цель Форда – простота. Многие производимые вещи, во-первых, сложнее, чем нужно человеку, во-вторых, имеют высокую себестоимость из-за устаревших методов производства. В итоге люди имеют мало, а удовлетворение потребностей обходится дорого. Все может быть проще и дешевле, при этом простота не исключает эстетичность и даже роскошь. Это касается обуви, одежды, домов, машин, железных дорог, пароходов, летательных аппаратов и всего остального.
Оптимизация начинается не с удешевления производства, а с упрощения изделия. Устранение лишних частей и упрощение необходимых приводит к снижению расходов производства. Все должно быть целесообразным, например, нужен не самый дорогой материал, а самый лучший. Предмет должен в максимальной степени выполнять свое назначение и в конечном счете служить человеку.
Одна из важнейших характеристик – вес изделия. Любой лишний вес приводит, во-первых, к лишней трате силы при производстве, во-вторых, снижает функциональность вещи. Это особенно критично для транспорта: без лишнего веса легковой автомобиль движется легче, а у грузовика увеличивается грузоподъемность.
Принцип с лишним весом универсален. Нерациональное передвижение тяжестей всегда сказывается на эффективности любых процессов. Например, типичный фермер тратит на полезную работу около пяти процентов своей энергии, а в остальном тратит силы на манипулирование разными весами, например носит воду, взбирается по лестницам и так далее. Плохая организация производственных процессов на ферме, как правило, компенсируется обилием ручного труда, из-за чего продукты сельского хозяйства дорогие, а доходы фермера низкие. Если земледелец станет смотреть на свою деятельность как на промышленность, то есть будет избегать расточительности в отношении материала и рабочей силы, то все станет наоборот. Механизированная ферма Форда тому подтверждение.