Автор обзора: Виктория Шилкина
Что заставляет нас играть друг с другом, несмотря на то, что игры мешают жить
Книга Эрика Берна, всемирно известного психолога и психиатра, автора знаменитой концепции сценарного программирования, посвящена еще одной, не менее популярной, его концепции – теории игр, в которые играют люди, взаимодействуя друг с другом. Он выделяет несколько игровых групп: игры на всю жизнь, супружеские и сексуальные игры, игры в компании.
Под игрой Эрик Берн понимает серию ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Но надо отметить, что Берн рассматривает только бессознательные игры, в которые мы играем, даже не понимая этого, но которые не дают нам достичь настоящей близости в отношениях и делают нашу жизнь зависимой от правил игры.
Что же заставляет нас играть друг с другом?
По мнению Берна, свою игру мы получаем от родителей. Если не произойдет какое-то вмешательство извне, то человек будет играть в ту же игру, что и его родители, и научит этой игре своих детей и внуков. В большинстве случаев в этом и состоит суть воспитания. Мы даже друзей и любимых выбираем из числа тех, кто играет в те же игры, что и мы.
Однако игры – это только суррогат истинной близости. Эрик Берн считает их острой формой взаимоотношений. А настоящая близость начинается только тогда, когда человек понимает скрытые мотивы своей игры и находит в себе силы выйти из нее.
В своей книге Берн подсказывает, как понять, в какую игру мы играем. Кроме того, он приводит познавательную классификацию игроков и очень интересно анализирует свою коллекцию наиболее распространенных игр, таких как «Алкоголик», «Если бы не ты», «Ну что, попался, негодяй!», «Загнанная домохозяйка», «Видишь, как я старался», «Подумайте, какой ужас!», «Изъян», «Гость-растяпа» и других.
Зачем мы играем в игры?
Общение и потребность в признании жизненно важны для человека. Их нехватка сродни пищевому голоду. Конечно, каждому из нас нужен разный объем контактов и признания. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (Эрик Берн называет их «поглаживаниями»). А, например, ученому будет достаточно лишь одно «поглаживание» в год от уважаемого им коллеги.
Наряду с потребностью в признании существует также и потребность структурировать или, проще говоря, планировать свое временя. Эту потребность Эрик Берн называет структурным голодом. И порой этот голод нестерпим. Мы чувствует беспокойство, когда не знаем, чем занять свое время. Помните, как бывает трудно переносить ситуацию, когда в разговоре вдруг возникает пауза и мы не знаем, что сказать дальше?
Эрик Берн выделяет три вида планирования времени. Перечислим их.
Материальное планирование – это то, что мы обычно называем работой. Такой процесс взаимодействия Эрик Берн называет деятельностью.
Социальное планирование – это ритуалы или полуритуальные способы общения. Основной критерий такого общения – социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Родители учат детей, как нужно есть, знакомиться, прощаться и т.д., а также как вести беседы на определенные темы. Последнее умение называют тактом или искусством дипломатии. Одни приемы универсальны, другие имеют местное значение. Полуритуальные беседы на определенные темы Эрик Берн называет «времяпрепровождением».
Индивидуальное планирование – это так называемые игры, анализу которых и посвящена книга «Игры, в которые играют люди». Индивидуальное общение, основанное на игре, лишь на первый взгляд кажется случайным (именно таким чаще всего оно представляется участникам). Эрик Берн обнаружил, что игры подчиняются определенным схемам и поддаются классификации. На протяжении многих лет в основе отношений супругов, коллег, друзей могут лежать разные варианты одной и той же игры.
Времяпрепровождения и игры – это, на взгляд Эрика Берна, только суррогат истинной близости. Их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как настоящие союзы. К истинной близости мы приближаемся только тогда, когда индивидуальное планирование становится настолько интенсивным, что скрытые мотивы и ограничения становятся явными и вынуждают нас выйти из игры. Выход из игры – это всегда выход из привычного состояния, из так называемой «зоны комфорта». Это сложно, но это надо сделать. Ведь только истинная близость, которая невозможна в рамках игры, может полностью удовлетворить наш структурный голод и потребность в признании. А в рамках игры мы так и останемся «голодными», как бы мы ни старались.
Итак, Эрик Берн выделяет 5 способов структурирования времени:
1) ритуалы;
2) времяпрепровождение (полуритуалы);
3) игры;
4) близость;
5) деятельность (может быть основой для всех остальных).
Транзактный анализ Эрика Берна
Анализ игр невозможен без понимания основной, базовой концепции Эрика Берна – транзактного анализа. Берн считает, что у каждого человека есть три состояния Я или, как еще говорят, три Эго-состояния, определяющие, как он ведет себя с окружающими и что из этого в итоге получается. Эти состояния называются так:
1. Родитель.
2. Взрослый.
3. Ребенок.
Изучению этих состояний и посвящен транзактный (от слова «транзакция» – единица общения) анализ. Берн считает, что мы в каждый момент своей жизни находимся в одном из этих трех состояний. Чтобы не было путаницы, Эго-состояния Берн пишет с большой буквы: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре), а эти же слова в их обычном, относящемся к конкретным людям значении, – с маленькой.
Состояние «Родитель» ведет свое происхождение от родительских образцов поведения. В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Он копирует поведение своих родителей. И тут надо учитывать два Родительских компонента: один – ведущий происхождение от отца, другой – от матери. Состояние Я-Родитель может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека, выполняя функции совести.
Вторая группа состояний Я заключается в том, что человек объективно оценивает то, что с ним происходит. Это Я-состояние Эрик Берн называет «Взрослый». Его можно сравнить с функционированием компьютера. Человек в позиции Я-Взрослый прибывает в состоянии «здесь и сейчас». Он адекватно оценивает свои действия и поступки, полностью отдает себе в них отчет и берет на себя ответственность за все, что он делает. Эрик Берн подчеркивает, что состояние Я-Взрослого присуще не только взрослым, но и детям. Они также могут объективно оценивать то, что с ними происходит, учитывая свой прошлый опыт.