Как избавиться от комплексов без психолога
Психологические комплексы есть у каждого. Мы называем их «тараканами в голове» и не видим в них ничего хорошего. Комплексы мешают, сковывают, делают жизнь грустнее. А главное: в глубине души мы знаем, что могли бы ощущать себя куда счастливее. Стабильное ощущение счастливой жизни вполне достижимо, если относиться к комплексам правильно: переквалифицировать их из жестоких хозяев в послушных слуг вашего характера. Как это сделать? Узнаете, прочитав наш обзор.
Об авторе
Александр Соловьев — практикующий психофизиолог, писатель, сфера интересов которого – психологические практики и открытия когнитивных наук, расширяющие наши представления о природе человека.
Начинаем ревизию комплексов
Мы – заложники собственных психологических комплексов. Они возникают в результате стрессов еще в детстве, а иногда и вовсе передаются в буквальном смысле с молоком матери. Комплексы доставляют массу неудобств, но мы с ними почти смирились, встроили в повседневный быт. Впрочем, часто мы замечаем, что некоторые люди куда менее закомплексованы, держатся увереннее, и то, что нам кажется Проблемой с большой буквы, для них – пустяки. Верно и обратное: в чьих-то глазах мы – уверенные в себе счастливчики. Просто у нас разные наборы комплексов!
«Стерпится, слюбится» – вот наша позиция в отношении комплексов, но нет ничего деструктивнее такого взгляда. «Терпеть комплексы не нужно, ведь они портят качество нашей жизни, но не нужно с ними и бороться», – считает автор книги. Что в самом деле важно – это правильно поставить вопрос о своем душевном самочувствии. Проблема не в комплексах, а в их полной власти над нашей психикой.
Любой журнал по психологии бодро советует избавиться от комплексов, искоренить их, как сорняки. Однако, это невозможно уже в силу самой природы психологических комплексов. Они – не вирус сознания, а часть психики, которая навязывает нашему «Я» вредные правила игры. Хорошая новость в том, что вам всегда под силу изменить эти правила себе на пользу и заставить собственные комплексы работать на вас.
Как изучали комплексы
Комплексы сопровождали человечество всегда, и с давних пор были любимой темой писателей. Шумерский «Эпос о Гильгамеше» сочинен 40 000 лет назад, но в поведении дерзкого главного героя без труда обнаруживается комплекс силы. По вине того же комплекса другой знаменитый герой мировой литературы, Одиссей, бросил вызов богам и потом годами скитался по морям. Дон Кихот, Гамлет, Отелло – все это типажи, прекрасно известные психологам. Комплексы обеспечили нас блестящими сюжетами и характерами.
Однако понимать свои комплексы и, тем более, справляться с ними, человечество научилось гораздо позднее – лишь в начале XX века. Швейцарский психиатр Эйген Блейлер, изучая шизофрению, обнаружил, что, вызывая в сознании человека определенные ассоциации, можно нащупать проблемные точки его психики. Ассоциативный метод Блейлера подсказал итальянскому психиатру Чезаре Ломброзо идею детектора лжи – это устройство и поныне служит полиции. Впрочем, очень скоро практика полиграфа показала, что испытуемый вполне может ввести в заблуждение следователей, если сам уверен в ложных воспоминаниях.
Оказалось, что отличить истинные воспоминания от ложных не так просто. То же самое касается и наших потребностей, желаний, ощущений. Что из всего этого психологического «добра» – наше, а что навязано окружающим миром?
В этом вопросе пытался разобраться психоанализ в лице двух самых известных своих представителей – Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Юнг полагал, что комплексы – это осколки сознания, которые живут собственной насыщенной жизнью (спойлер: он был прав). Само понятие «комплекс» в переводе с латинского – «сложное сочетание чего-либо». Комплексы не абстрактны, они прочно занимают определенное место в нашей психике. В конце концов, их силу мы можем почувствовать по тому, насколько властно комплексы распоряжаются нашей жизнью! Сами того не замечая, мы попадаем к ним в рабство, выстраивая все поведение в угоду этим психологическим сущностям: отсюда – личные суеверия и навязчивые ритуалы, в которых нам порой стыдно признаться окружающим. Чем слабее воля, тем сильнее комплексы. А когда воля слабеет окончательно, комплекс захватывает человека целиком, и тот становится заложником идеи фикс, полностью заслоняющей от него реальность. Крайнее воплощение этого – одержимость: в Средние века ее принимали за вселившихся в человека бесов, в наше время это называется безумием. В этом состоянии человек перестает помнить себя, способен нанести вред окружающим и себе самому.
Сколько существует комплексов? Столько же, сколько людей на земле, ибо комплексы, как несчастливые семьи у Толстого, неповторимы. Но причины их появления поддаются классификации: комплексы порождаются как реальными, так и вымышленными дефектами (особенности внешности, заикание), эти дефекты могут быть и врожденными, и приобретенными. Огромную роль тут играет отношение к нам родителей. Кроме того, можно с уверенностью выделить в этой пестрой компании двух королей – это комплекс неполноценности, впервые описанный австрийским врачом Альфредом Адлером, который сам страдал от него, и комплекс превосходства. Последний не что иное, как обратная сторона чувства неполноценности, и счастья своим «хозяевам» этот комплекс тоже не добавляет.
Фрейд и детский горшок
Человек рождается беззаботным и открытым миру. Проблемы, о которых ему пока ничего не известно, начинаются примерно с полутора-двух лет. В это время маленький человек понимает, что его желания и планы окружающих – это разные вещи. Мир не только отказывается идти у ребенка на поводу, но и начинает выдвигать собственные требования. Оказывается, этот мир существует по давным-давно утвержденным правилам. Большинство из нас эти правила в той или иной степени принимают и живут с ними дальше. Впоследствии мы не раз сталкиваемся с той болезненной ситуацией, которая стала причиной возникновения комплекса. И тогда комплекс уверенно выходит на первый план, а мы чувствуем себя бессильными.
Фрейд полагал, что первым и самым главным испытанием для ребенка был тот момент его жизни, когда дитя приучали к горшку. Многое здесь зависит от поведения родителей: были ли они строги, настойчивы, агрессивны в этот момент. Приучение к горшку – первый опыт психологического противостояния «Я» и окружающих. В этой «войне», как во всяких военных действиях, бывают свои победители и побежденные. Наблюдая за родителями, ребенок понимает свою меру влияния на них, изучает «слабые места» в отношениях и сам учит подчиняться. Так закладывается психологическая матрица на всю остальную жизнь: «можно/нельзя», «хорошо/плохо», «нужно/не нужно» – все начинается с горшка, – утверждал знаменитый австрийский невролог.