Автор обзора: Ольга Шуравина
20-летняя история советского хоккея и вклада в него Владислава Третьяка
Советский хоккей воспитал много спортивных героев. Они стали людьми, опередившими время во всем – и в уровне мастерства, и в общей культуре, и в патриотизме, и в отношении к делу. В ряду таких спортсменов одним из первых стоит хоккейный вратарь Владислав Третьяк. Он родился 25 апреля 1952 года. Играл за команду ЦСКА. Неоднократный чемпион СССР, провел 482 игры. Пять раз был признан лучшим хоккеистом сезона. Трехкратный Олимпийский чемпион – 1972, 1976, 1984 годов. Десятикратный чемпион мира – 1970, 1971, 1973–1975, 1978, 1979, 1981–1983 годов. Провел в крупнейших международных турнирах 118 матчей. Лучший вратарь чемпионатов мира 1974, 1979, 1981, 1983 годов. Лучший хоккеист XX века по версии Международной федерации хоккея. Помимо спортивных рекордов, он делал рекорды и в учебе – окончил два высших учебных заведения. Вот что писал о Владиславе Третьяке заслуженный тренер СССР Анатолий Тарасов: «Ни разу за 20 лет служения хоккею Третьяк не опоздал на тренировку. Ни разу я не видел у него перед занятиями кислую физиономию. Владислав всегда был бодр. Всегда весел. С ним приятно было тренироваться. С ним уютно жилось команде».
В книге Владислав Третьяк рассказывает о важнейших событиях своего двадцатилетнего спортивного пути, о друзьях, тренерах, соперниках. Эти события, сами по себе интересные, являются поводом для глубоких размышлений автора о спортивном характере, верности таким идеалам, как патриотизм, мужество, благородство.
Падая и вставая, ты растешь
Книгу Владислав Третьяк начинает со слов знаменитого голландского конькобежца Кейса Феркерка: «Падая и вставая, ты растешь». Только так надо относиться к воспитанию детей. «Я – за ободранные на футбольных площадках коленки, за синяки и шишки, заработанные на самодельном лыжном трамплине, за то, чтобы дети взрослели, падая и вставая», – пишет Владислав Третьяк. Сам он с детства был избавлен от мелочной опеки. Его с братом воспитывали строго, а если и наказывали, то справедливо.
Владислав увлекался разными видами спорта: бегал кроссы, играл в волейбол, занимался лыжами, прыжками в воду. И везде ему хотелось стать чемпионом. Он так и заявил маме: «Обязательно буду чемпионом». «Спортсменом», – поправила она. «Нет, только чемпионом!» А с хоккеем Владислав познакомился, когда ему было пять лет. Он нашел в доме старую деревянную палку с загнутым крюком. Подошел к маме: что это? Она бережно взяла клюшку из рук и ответила: «Это моя клюшка для игры в русский хоккей».
Хоккейная форма как мотивация
Однажды Владислав увидел у двух учеников своей мамы хоккейную форму. Форма его поразила, он завидовал мальчишкам и вечером сказал, что хочет такую же. «Очередное увлечение, – скептически улыбнулась мама. – Ну что ж, попробуй». На следующее утро в детской спортивной школе ЦСКА проходил набор юных хоккеистов. С тремя приятелями Владислав пришел на Ленинградский проспект. Экзаменовали строго. Тренеры выпустили на лед мальчишку в хоккейной форме и объявили: «Он занимается в ЦСКА год. Кто его догонит, тот выдержал экзамен». Когда экзамен кончился, то четверых ребят из всех претендентов, в том числе и Владислава, попросили отойти в сторону. Он был убежден, они – неудачники, но оказалось его приняли в прославленный клуб.
Начались тренировки: три раза в неделю по полтора часа. Владислав был нападающим и старался изо всех сил. Ему нравился хоккей. Но смущало одно: прошел месяц, а он не получил хоккейную форму. Оказалось, на всех не хватает. В то время в команде не было вратаря, тогда Владислав подошел к тренеру и сказал, «Если дадите мне настоящую форму, буду вратарем». Тренер спросил: «А не боишься?» «Чего же бояться?», – простодушно ответил будущий вратарь. Он тогда еще не знал, как больно бьет шайба и как тяжела доля вратаря. Больше всего ему хотелось получить настоящую хоккейную форму.
Преодолевая страх
Через год после того, как Владиславу дали хоккейную форму, он встал в ворота в настоящем матче и… испугался. Когда шайба летела в ворота, то закрывал глаза и шарахался в сторону. Десять голов забили ему в тот вечер. После матча он сказал тренеру, что из него не получится вратарь. Однако тренер спокойно произнес: «Поздравляю тебя, Владик, с боевым крещением. Если будешь трудиться, у тебя все получится. Вытри слезы и завтра приходи на тренировку».
Владислав страстно желал убить в себе страх. Он тогда не знал, что это невозможно, что не бывает в жизни абсолютно бесстрашных людей. Вопрос в том, может ли человек подавлять отрицательные эмоции. Надо было учиться управлять собой. Нельзя бояться шайбы и соперников. Только одно должно быть в голове у вратаря: не пропустить гол. Все остальное – мимо. Больно – терпи. Трудно – терпи. И думай. Все время думай, как сыграть надежнее. Одержав хотя бы одну маленькую победу над собой, над робостью, человек все начинает видеть иными глазами. Только надо с чего-то начать, и главное не откладывать это на завтра. В конце концов, человек сам делает себя героем или серым мышонком, храбрецом или трусом.
Летом 1967 года в команде ЦСКА было три вратаря. Старшему тренеру Анатолию Тарасову потребовался четвертый. И вот Тарасов говорит тренеру юношеской команды: «Пусть мальчик приходит на занятия мастеров» – и показывает на Третьяка. Тот буквально оцепенел от неожиданности и от счастья. Великий тренер и педагог Анатолий Тарасов сделал из Владислава Третьяка великого голкипера.
Настоящее мужество
Владислав Третьяк рос, жадно впитывая хоккейные премудрости и постигая суть таких понятий, как взаимовыручка, ответственность перед товарищами, смелость, мужество. Он убежден: настоящее мужество имеет под собой прочную нравственную основу. Подонок никогда не проявит смелости. Драчливость – да, ухарство – возможно, безрассудство – может быть, но ведь мы говорим о категориях подлинных. О проявлениях мужества ради большой победы, о смелости для других, об отваге во имя важной и благородной цели.
В 1970 году Владислав Третьяк впервые участвовал во взрослом чемпионате мира в Стокгольме. Основным голкипером был Виктор Коноваленко. О скромности этого человека ходили легенды. Он никогда и ничего не просил, ни на что не жаловался, старался быть незаметным. Играл великолепно. Третьяку запомнился эпизод из матча со шведами. Шел второй период. Команда проигрывала со счетом 1:2. Шведский хоккеист рвался к воротам Коноваленко. Виктор в отчаянном броске падает и пытается выбить шайбу. Швед не может погасить скорость, его конек врезается в лицо вратаря. Коноваленко увезли в больницу. В ворота встал Третьяк, он пропустил две шайбы. Команда уступила со счетом 2:4.