История создания и развития «Яндекса»
Корпоративная культура «Яндекса», как и во многих стартапах, начиналась с узкого, почти семейного круга людей, объединенных общей идеей. Сотрудники сидели в одной комнате, вместе обедали, вместе отмечали праздники. Должность офис-менеджера называлась «хозяюшка», обязанности под стать – почти материнская опека, угощение коллег домашними пирогами и даже мытье кружек за слегка рассеянными компьютерщиками. Никакого дресс-кода, никаких отчеств, обращение только на «ты» и совещания в формате «кто кого перекричит». «Яндекс» – уникальная компания, которая не изменила собственным принципам, даже превратившись в огромный холдинг.
Из нашего краткого обзора вы узнаете:
— Как пиво помогает заработать миллион долларов?
– Почему профессионализм для сотрудников – не самое главное?
– Зачем нужен специально назначенный человек, который диктует свою волю?
Биографическая справка
Дмитрий Соколов-Митрич – российский писатель, поэт и журналист, специальный корреспондент газеты «Известия». С октября 2008 года по апрель 2015 года занимал должность заместителя главного редактора в журнале «Русский репортер». Автор трех документальных фильмов и шести книг, лауреат премий «Искра», «Гонг», «Правый взгляд», премии правительства Москвы. Ведет публицистические колонки в газете «Известия», на сайте РИА Новости и на портале «Взгляд.ру».
Отцы-основатели «Яндекса»
«Яндекс» был бы невозможен без людей, которые его придумали. Именно их личность и харизма сделали российский поисковик номером один в Рунете. Поэтому для начала расскажем об основателях компании и о том, как они пришли в бизнес.
Отцы-основатели «Яндекса» Аркадий Волож и Илья Сегалович сидели за одной партой в физико-математической школе Алма-Аты. Мальчики были отличниками и с детства увлекались техникой.
Аркадий Волож в шестилетнем возрасте мечтал стать водителем поливальной машины, ничто не предвещало его будущей карьеры предпринимателя. Вот что он рассказывает: «Мне нравилось, что у этих людей так много воды, они никогда не пропадут. В Алма-Ате вода – большая ценность. И мне казалось, как это здорово, как удобно – работать на такой машине. Если у тебя вода закончится, ты всегда можешь налить еще. Отец мне говорил, что когда-нибудь вода станет дороже нефти».
Илья Сегалович рос в семье научных работников. Папа работал в лаборатории, а мама – в вычислительном центре, где стояли первые советские компьютеры «Минск-22», «Минск-32», БЭСМ. Отцы двух семей поддерживали дружеские отношения, естественно, что впоследствии подружились и сыновья. «Нас познакомили родители прямо перед первым учебным днем. Так вот просто: «Аркаша, это Илюша. Илюша, это Аркаша». И мы как-то сразу сдружились, сели за одну парту», – вспоминал Сегалович.
Друзья окончили школу с золотыми медалями, а после выпускного вместе отправились покорять столицу. Тут их ждало первое разочарование: ни в МГУ, ни в Физтех будущих бизнесменов не приняли – не хватило вступительных баллов. Надо было срочно принимать решение, куда подавать документы.
Аркадий Волож выбрал Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, куда стекались те, кого «забраковали» в МГУ. Там были сильные преподаватели по математике. А Илья Сегалович поступил в Московский геологоразведочный институт на геофизический факультет, то есть, пошел по стопам отца. Здесь пути Илюши и Аркаши разошлись. Студенческая жизнь, первая любовь, ранние браки у обоих… Общаться, как раньше, стало некогда.
Волож окончил ВУЗ с отличием. Диплом писал в Институте проблем управления АН СССР, там же начал работать над диссертацией. Уже тогда Аркадий заинтересовался обработкой больших объемов данных. Он устроился в Вычислительный центр Всесоюзного НИИ строительства трубопроводов, где аспирантам позволяли проводить исследования, а главное – там был доступ к крутой советской ЭВМ. Компьютер занимал целый этаж, и его обслуживали 12 человек персонала.