Единоличный правитель Рима
Юлий Цезарь – одна из наиболее противоречивых фигур политической и военной истории. Одни превозносят его полководческий гений, восхищаются его ораторским и писательским мастерством. Другие клеймят его за склонность к диктатуре, расточительство и неуемное честолюбие. Но никто тем не менее не может отрицать уникального управленческого таланта Цезаря и его умения одерживать победы в самых проигрышных ситуациях.
Юность Цезаря
Гай Юлий Цезарь родился 13 июля 100 г. до н. э. в знатной патрицианской семье. Ребенок воспитывался в атмосфере уважения к предкам: считалось, что по мужской линии Юлии ведут свой род от Аскания-Юла – сына троянского героя Энея и внука богини Венеры. Знатное и божественное происхождение было ему на руку – оно вполне оправдывало честолюбивые замыслы и устремления полководца.
До Цезаря Юлии, несмотря на аристократическое происхождение, не были богаты по меркам римского нобилитета того времени. Именно поэтому почти никто из его родственников не добился особого влияния. Лишь его тетка по отцу, Юлия, вышла замуж за Гая Мария, талантливого генерала и реформатора римского войска. Когда разгорелся конфликт между Гаем Марием и римским диктатором Суллой, юный Цезарь принял сторону своего родственника и вынужден был удалиться в изгнание, опасаясь мести тирана.
Расцвет политической карьеры
После смерти Суллы (78 г. до н. э.) Цезарь вернулся в Рим и включился в политическую борьбу (выступая на римском Форуме с речами против сторонников Суллы – Гнея Корнелия Долабеллы и Гая Антония, обвинявшихся в вымогательствах в провинциях Македония и Греция соответственно, где они были наместниками). Оба процесса Цезарь проиграл, но, несмотря на это, приобрел известность как один из лучших ораторов Рима.
В 65 г. до н. э. Цезарь занимает высокий административный пост эдила. Ряд блестящих военных побед принесли ему громкую славу в Риме. Из военных походов Гай Юлий возвращается триумфатором. Уже в 60 г. до н. э. благодарные жители Рима даруют Цезарю высшую политическую должность – старшего консула. Будучи консулом, Цезарь проводит вопреки упорному сопротивлению Сената ряд законов, направленных на укрепление государственного устройства и решение некоторых социальных проблем (в частности, около 20 000 граждан – ветераны и отцы не менее троих детей – получают земельные участки в Кампании). Главной же задачей Цезаря является ослабление Сената. И он добивается этого путем принятия ряда законов, поднявших его авторитет среди римского народа: о бесплатной раздаче хлеба, о праве объединяться в организации с политической целью и, наконец, об осуждении всех посягнувших незаконно на жизнь римского гражданина.
Народная любовь к Цезарю была такова, что ему без труда удалось одолеть всех своих политических соперников и стать фактически единоличным правителем Рима. А после побед в галльской войне, в Александрии и Египте его авторитет и вовсе поднялся на недосягаемую для политических оппонентов высоту. Не видя способов сместить диктатуру Цезаря законными путями, его противники вступили в заговор, чтобы убить полководца.
Убийство Цезаря
Когда однажды друзья посоветовали диктатору остерегаться врагов и окружить себя охраной, Цезарь ответил: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти». Он был убит 15 марта 44 г. до н. э. на заседании сената. Среди заговорщиков был Брут, один из близких друзей Цезаря. Увидев его среди заговорщиков, Цезарь вскрикнул по-гречески: «И ты, дитя мое?» – и перестал сопротивляться. Большинство ран, нанесенных ему, были не глубоки, хотя их было нанесено множество: на теле были обнаружены 23 колотые раны; испуганные заговорщики сами поранили друг друга, пытаясь дотянуться до Цезаря. Так завершилась жизнь одного из самых ярких политических и военных талантов в истории.
Интересно, что…
…в 49 г. до н. э., покорив всю Галлию (территория современной Франции), Цезарь, однако, должен был сложить перед Сенатом полномочия проконсула Галльских провинций и для этого явиться в Рим. Из-за растущего могущества Цезаря Сенат стал считать его прямой угрозой и себе, и республике. Поэтому он наделил особыми полномочиями Помпея (соратника полководца, а потом его врага) и одновременно потребовал, чтобы Цезарь, согласно закону, распустил войско – ни один военачальник не мог пересекать границу Италии во главе вооруженных отрядов. Получив об этом известие, Цезарь решился на завоевание единоличной власти, и первым шагом к этому стала переправа его легиона через реку Рубикон, служившую естественной границей древней Италии. Вот как описывает этот исторический момент Плутарх: «Когда он (Цезарь) приблизился к речке под названием Рубикон, которая отделяет Предальпийскую Галлию от собственно Италии, его охватило глубокое раздумье при мысли о наступающей минуте, и он заколебался перед величием своего дерзания. Остановив повозку, он вновь долгое время обдумывал со всех сторон свой замысел, принимая то одно, то другое решение. Он понимал, началом каких бед для всех людей будет переход через эту реку и как оценит этот шаг потомство. Наконец, как бы отбросив размышления и отважно устремляясь навстречу будущему, он произнес слова, обычные для людей, вступающих в отважное предприятие, исход которого сомнителен: “Жребий брошен!” – и двинулся к переправе… Вместе с границей провинции были нарушены и стерты все римские законы». Началась вторая гражданская война, которую выиграл Цезарь. С тех пор и вошли в обиход крылатые выражения: «Жребий брошен» и «Рубикон перейден».
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru