Рональд Делдерфилд - Крушение империи Наполеона. Военно-исторические хроники

Крушение империи Наполеона. Военно-исторические хроники
Название: Крушение империи Наполеона. Военно-исторические хроники
Автор:
Жанры: Военное дело / спецслужбы | Зарубежная публицистика | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Крушение империи Наполеона. Военно-исторические хроники"

В книге в хронологическом порядке рассмотрены события последнего года правления Наполеона, дан подробный анализ сильных и слабых сторон имперского режима, причин успехов Наполеона до 1812 года и его поражений в Испании и России. Описание сражений, карты-схемы и выдержки из документов того времени дополняют картину военно-политической обстановки в Европе и помогают воссоздать дух далекой эпохи.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Крушение империи Наполеона. Военно-исторические хроники



RONALD FREDERIC DELDERFIELD

Imperial SUNSET

The Fall of Napoleon,

1813-14



© Перевод, ЗАО «Центрполиграф», 2022

© Художественное оформление, ЗАО «Центрполиграф», 2022

Крушение империи НАПОЛЕОНА

Глава 1

Казаки с Эльбы

I

В Северной Европе весну всегда ожидают с большим нетерпением, чем на теплом юге, но на Балтийском побережье ее никогда еще не встречали так радостно, как в 1813 году, ибо она несла с собой не только солнечный свет и короткие ночи, но и предвестье грядущих великих событий. Чувствовалось, что через несколько месяцев старинные ганзейские города вновь обретут свободу – ту уникальную личную и экономическую свободу, которой они с немногими перерывами пользовались с XIII века, когда возникла Ганзейская лига.

Но вот уже семь лет, со времени решительной победы императора Наполеона над пруссаками под Йеной, как города Ганзы – Гамбург, Любек и другие – вошли в состав расширяющейся Французской империи, которая теперь простиралась от Кадиса до восточной границы древнего Польского королевства, от Северной Германии до Мессинского пролива, отделявшего подвластное французам Неаполитанское королевство от Сицилии. Вследствие объявленной императором экономической блокады Великобритании такие города, как Гамбург, увядали, лишившись доходов от торговли разнообразными товарами: мехами, воском, медом и дегтем, а также поташем, древесным углем, пенькой, льном, зерном, солодом, шерстью, свинцом, оловом, треской и ворванью. Французские таможенные чиновники зорко следили за грузопотоком. Французский гарнизон жирел на местных налогах. Для контрабандистов наступило золотое время, а специальные торговые лицензии служили источником прибылей для многих французов и немцев, но контрабанда под зорким взглядом старых революционеров, таких, как маршалы Мор-тье и Брюн, была рискованным занятием, а лицензии можно было получить лишь за большие взятки. Стародавняя свобода продавать и покупать в больших количествах миновала, и гражданин Гамбурга уже не чувствовал себя привилегированной персоной в Европе с ее засильем алчных аристократов. Население города сократилось со ста двадцати до восьмидесяти тысяч человек, и горожане мрачно смотрели в будущее, когда курьеры из Парижа будут привозить указы, строго регулирующие размер прибылей, если таковые еще останутся. Пока континент оставался под властью Наполеона, гамбуржцы не питали надежд на изменение незавидного положения, но, однако, в декабре 1812 года внезапно замаячили признаки резких перемен.

В течение всего этого месяца с востока приходили слухи, и самые поразительные из них неожиданно подтвердились, когда в городах на Балтийском побережье начали появляться кучки полубезумных оборванцев с красными кругами вокруг глаз и обмороженными ушами, медленно ковыляющих по снегу ногами, обмотанными окровавленными тряпками, а сани привозили калек, которые умирали в городских госпиталях и бараках. Бюргеры с изумлением смотрели на этих несчастных. Трудно было поверить, что это практически все, что осталось от Великой армии Наполеона, шесть месяцев назад состоявшей из полумиллиона человек шестнадцати национальностей и не далее чем в июне перешедшей Неман, вторгнувшись в пределы России.

Вслед за санями, привозившими беглецов, пришла уверенность, что Великая армия действительно уничтожена, и все, что осталось от величайшего из войск, топтавших европейскую землю со времен персидского нашествия на Грецию, – это несколько тысяч императорских гвардейцев и около десяти тысяч ветеранов, чьи решительность и опыт взяли верх над ужасной русской зимой, месяцами голода и пиками казаков, гнавшихся за ними пятьсот пятьдесят миль по снегу. Для жителей ганзейских городов былая привольная жизнь внезапно оказалась совсем рядом – рукой подать. Ни один правитель, рассуждали они, не смог бы пережить такую катастрофу и сохранить достаточно власти, чтобы распоряжаться их жизнями с берегов далекой Сены. То, что они ошибались – по крайней мере, временно, – было не следствием их неразумности суждений, но свидетельством гениальности малорослого толстячка с большой головой и бледным лицом, который всего за четырнадцать дней проделал зимний путь от Сморгони на дальнем берегу Немана до своего дворца в Тюильри.


Среди первых, кто держал нос по ветру и почуял новые веяния, приходившие из России, был Гувьон Сен-Сир, эксцентричный маршал Франции, скрипач-любитель, чьи оборонительные таланты только что принесли ему вожделенный жезл.

Сен-Сир, раненный при обороне Пултуска, покинул Россию до того, как французскую армию постигла худшая из всех бед, – когда морозы были терпимыми, а трагедия при переправе через Березину еще ждала в будущем. Как командующий гамбургского гарнизона, он имел под своим началом около трех тысяч имперских солдат и большое число таможенников. Когда до ушей Сен-Сира стали доходить все новые и новые слухи о приближении казаков, он решил отступать на запад. Причиной тому было вовсе не малодушие – трусы не попадали в верхние эшелоны наполеоновских армий, – а огромный военный опыт, подсказавший ему, что безнадежно с несколькими тысячами человек защищать огромный и настроенный враждебно город против армии русского царя. Кроме того, он не мог не принять во внимание и пробуждение военного духа пруссаков после семилетнего транса, – оно проявлялось в распространении патриотических песен поэта Корнера, в студенческих бунтах, в стычках с ночными разбойниками Лютцова, – а здесь, в Гамбурге, он сидел в изоляции посреди этого возрождения патриотического пыла, словно в центре циклона. Новости о разгроме французов подтверждались, разведчики доносили о появлении казаков у деревни Бергдорф, до которой было рукой подать, и Сен-Сир принял решение об эвакуации, пока еще есть время.

Как оказалось, это было безрассудным решением. У ближайшего казачьего атамана, полковника Теттенборна, было не более тысячи двухсот всадников, но Сен-Сир не мог этого знать. Каждый день на улицах и причалах старого города передавали рассказы об огромных русских армиях, движущихся к Эльбе, гоня перед собой помороженные остатки Великой армии, а перед глазами были живые свидетельства ужасной катастрофы, постигшей французское воинство. 12 марта 1813 года Сен-Сир незаметно ушел из города, оставив после себя политический вакуум.

II

Когда в 1944 году войска вермахта уходили из отдаленных провинций Франции, а союзники не торопились занимать позиции, занимаемые завоевателями с 1940 года, французы реагировали по-разному. Самые умные притаились и выжидали.

Осторожные оптимисты выходили из домов и бросали взгляды вдоль дорог – не идут ли американские «джи-ай» или британские «томми». Импульсивные вывешивали флаги и нередко вынуждены были снова прятать их, когда мимо проходили нацистские части, направляясь к Рейну.


С этой книгой читают
Интереснейшее исследование реальных событий русской военной кампании Наполеона 1812 года, признанной самой страшной катастрофой XIX века. Автор раскрывает причины и последствия противостояния русского и французского самодержцев, дает объективные портреты Наполеона и русского монарха Александра I. В книге рассмотрена военно-политическая обстановка в Европе, дан подробный анализ военных стратегий противоборствующих имперских режимов, причин сокруши
В книге рассказывается о жизни двадцати шести знаменитых полководцев, которые получили свой маршальский жезл от Наполеона. Это были люди самого разного происхождения: от аристократов до выходцев из низших слоев общества. Читатель узнает, с чего начинали эти храбрые и честолюбивые люди, как относились к власти, с чем пришли к концу жизни и как вели себя по отношению к человеку, которому были обязаны своим высоким положением. Книга поможет понять в
Книга Р.Ф. Делдерфилда – это увлекательные жизнеописания родственников Наполеона, которые сумели подняться к вершинам власти, стали коронованными особами и породнились со многими королевскими домами Европы. Автор подробно рассказывает об их талантах, недостатках, деяниях, а также о судьбе их семей после роковой битвы при Ватерлоо, краха империи и возвращения на французский престол династии Бурбонов.В формате PDF A4 сохранен издательский макет кни
Прошло уже почти два столетия с тех пор, как тело Наполеона Бонапарта предали земле, но образ его продолжает завораживать каждое новое поколение. Данная книга раскрывает одну из сторон этой удивительной легендарной личности. Наполеон здесь не осуждается и не оправдывается – автор лишь показывает многогранность его натуры. Это рассказ об одиссее, длинном и насыщенном событиями путешествии, проделанном одиноким человеком в поисках идеальной спутниц
Книга представляет собой 6-й том многотомного издания, в которое вошли биографии всех военачальников Красной Армии, получивших воинские звания генерал-майор артиллерии, генерал-лейтенант артиллерии и генерал-полковник артиллерии с 1940 по 1945 гг. Биографии составлены на базе учетно-послужных карт военнослужащих и других архивных документов. Многие сведения публикуются впервые.
Книга представляет собой 9-й том многотомного издания, в которое вошли биографии всех военачальников Красной Армии, получивших воинские звания генерал-майор артиллерии, генерал-лейтенант артиллерии и генерал-полковник артиллерии с 1940 по 1945 гг. Биографии составлены на базе учетно-послужных карт военнослужащих и других архивных документов. Многие сведения публикуются впервые.
Книга представляет собой 13-й том многотомного издания, в которое вошли биографии всех военачальников Красной Армии, получивших воинские звания генерал-майор артиллерии, генерал-лейтенант артиллерии и генерал-полковник артиллерии с 1940 по 1945 гг. Биографии составлены на базе учетно-послужных карт военнослужащих и других архивных документов. Многие сведения публикуются впервые.
Книга представляет собой 14-й том многотомного издания, в которое вошли биографии всех военачальников Красной Армии, получивших воинские звания генерал-майор артиллерии, генерал-лейтенант артиллерии и генерал-полковник артиллерии с 1940 по 1945 гг. Биографии составлены на базе учетно-послужных карт военнослужащих и других архивных документов. Многие сведения публикуются впервые.
«Я же говорю, уж если Элохимы наделили тебя чувством – сомнение, извлекай из этого пользу».Элохимы – пришельцы с других планет. Впервые Элохимы прилетели на нашу Землю миллионы лет назад. Они организовали на Земле лаборатории и создали все живые организмы. Людей они создавали по своему образу и подобию, животные и растения были созданы таким образом, чтобы создать максимально комфортные условия для нашей жизни.
Эта книга посвящена моей поездке автостопом – невероятному опыту, который смог изменить мою жизнь.Каждый раз, когда меня просят выступить и рассказать эту историю путешествия из Стокгольма в Москву (!) на попутках (!!) в ноябре (!!!) со 100 евро в кармане (!!!!), весь зал замирает и погружается вместе со мной в это удивительное приключение.Поездка заставила меня взглянуть на жизнь, на события, на людей под совершенно другим углом. Я даже и предст
Тихо ветер ночной задувает последние угли костра, у которого ведется размеренное повествование. Где-то среди звезд бесчисленные судьбы сплетают рисунок жизни. И вот вам несколько из них. Десять невероятных историй. Десять различных судеб…
Древо, что некогда зеленело и цвело, разрастаясь на плодородной почве, именованной Северным Нордэмом, сейчас напоминало зачахший ствол с сухими ветвями, пожелтевшей опадавшей листвой, увядающий на отравленной земле, приближаясь к неминуемой гибели. Такая участь ждала старый город. Он умирал, раздираемый междоусобицами банд, бесчинством и коррумпированностью чиновников и городских властей, бессилием и сломанной волей блюстителей правопорядка. Горо